Казахстан
+17°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика29 ноября 2023 5:30

Заложники трех букв

Минувшая неделя принесла удивительные, прямо-таки захватывающие дух от открывающихся перспектив новости.
Начнем с того, что с неумолимо наступающего 2024 года страну ждет новый Налоговый кодекс (его у нас «тюнингуют» примерно раз в 8 лет) и — ясное дело! — новый рост фискальных платежей.

Начнем с того, что с неумолимо наступающего 2024 года страну ждет новый Налоговый кодекс (его у нас «тюнингуют» примерно раз в 8 лет) и — ясное дело! — новый рост фискальных платежей.

Фото: sputnik.kz

Начнем с того, что с неумолимо наступающего 2024 года страну ждет новый Налоговый кодекс (его у нас «тюнингуют» примерно раз в 8 лет) и — ясное дело! — новый рост фискальных платежей. Ситуация с фискальной политикой в стране заставляет вспомнить расхожую фразу: хуже водки лучше нет. То бишь, казна уже не первый год пуста (или, выражаясь эвфемизмами, остродефицитна). А заглядывать в спасительную «бутыль» Нацфонда с недавних пор официально — причем, с самого верха! — объявлено порочной практикой. Это, конечно, не означает, что после Нового года от нее откажутся совсем, однако по высочайшему велению транши должны существенно уменьшиться, а с 2025 года — чуть ли не прекратиться совсем.

Казалось бы, с начала второго десятилетия XXI века (в 2011 году) наши современники из правительства впервые «пустили в расход» накопительный фонд «для будущих поколений». У наших рулевых было достаточно времени на то, чтобы, говоря словами бывшего елбасы, «научиться жить так, как будто у нас нет нефти». Но тот — вполне резонный, кстати, назарбаевский призыв — повис в воздухе.

И вот теперь светлые головы из Министерства национальной экономики обещают с 1 января рост двух ключевых для наполнения казны фискальных инструментов — налога на добавленную стоимость (НДС) и корпоративного подоходного налога (КПН). Заодно вырастет и индивидуальный подоходный налог (ИПН), прогрессивная шкала начисления которого ударит по тем, кто зарабатывает много, — якобы для облегчения жизни основной массе граждан, получающих сущие гроши.

Впрочем, это не более чем очередной пример словесной эквилибристики: понятно же, что при таком раскладе пространство прибыльных бизнесов с высокими доходами будет усыхать, как шагреневая кожа. Они либо уйдут в тень, уволив лишних сотрудников (получите и распишитесь, рост безработицы!) и начав платить оставшимся ценным кадрам в конвертах, либо примутся «дробить» крупные бизнесы на мелкие — вплоть до ИП (и то, и другое приведет прямехонько к сужению налогооблагаемой базы, а значит — к снижению бюджетных поступлений), либо вовсе уведут свои производства за кордон — в тот же Узбекистан (где фискальная политика прозрачнее и проще, а темпы роста экономики выше, чем у нас). Да и будущий приток иностранных инвестиций окажется под большим вопросом — многие заморские инвесторы с тугой мошной предпочтут заходить в регион через Ташкент...

Но это, так сказать, отложенный эффект, который аукнется завтра-послезавтра. А сегодняшнее правительство можно понять: ему нужны деньги прямо сейчас, чтобы хоть как-то засыпать много лет зияющую пропасть дефицита бюджета, выросшего в этом еще не завершенном году в 4,5 раза (!) от года предыдущего.

А что же насчет ближней перспективы? Тут, если верить вундеркиндам реформ из МНЭ, все клубнично, как обычно. Уже по итогам наступающего года бюджет потяжелеет аж на 2,5 триллиона тенге, что позволит исполнить волю президента — сберечь изрядно потрепанный за последнее время Нацфонд. Но, во-первых, эти немалые даже в пересчете на твердую валюту (около $5,3 млрд) деньги нужно еще умудриться собрать — что при нашей оставляющей желать лучшего фискальной дисциплине будет весьма проблематично. А во-вторых, рост того же НДС породит целый букет неизбежных побочных эффектов — от фронтального роста потребительских цен и ускорения без того шустрой инфляции до падения темпов развития производственного бизнеса на радость посредникам-перепродажникам, сидящим на импорте зарубежных товаров.

Спросите у любого приличного экономиста (не имеющего отношения к нашему славному Миннацэкономики): что такое НДС и в каких случаях оправдано его повышение? В ответ услышите: НДС есть добавление стоимости товара на каждом этапе — от производства до прилавка. Высокий НДС работает на госказну в том случае, если в стране существует собственное производство — не абы какое, а развитое и конкурентоспособное. А что у нас? Если брать структуру нашего товарооборота с той же Россией, то минимум 40 его процентов — это импорт. И, повысив НДС с нынешних 12 до планируемых 16 процентов, мы не слезем с иглы импорта у соседа с его 18-процентным НДС.

И потом, не стоит забывать, что бесперебойный и сравнительно с другими отраслями серьезный приток в казну КПН и НДС всегда обеспечивался за счет нефтянки и в целом сырьевого сектора, а нынче традиционное «наше все» переживает не самые лучшие времена.

Вот здесь-то мы и возвращаемся к тому, с чего начали: прежде чем повышать налоги, нужно создать широкую и технологически развитую производственную базу. А как раз с этим в нашем любимом Отечестве напряженка. Хотя в том же несравненном МНЭ убеждают нас в обратном с упорством, достойным... восхищения.

В четверг рулевой «Министерства непрошибаемого оптимизма», как впору величать МНЭ, Алибек Куантыров вдохновенно повествовал депутатам верхней палаты парламента про дивный рост экономики буквально во все стороны. Вот, послушайте: «Во всех базовых отраслях экономики ожидается положительная динамика. Несырьевой сектор станет одним из основных драйверов прогнозируемого роста. Среднегодовые темпы роста в промышленности в 2024-2028 годах составят 4%. Обрабатывающая промышленность в среднем будет расти на 4,9%, опережая рост горнодобывающей промышленности. За счет расширения добычи на месторождениях Кашаган, Тенгиз и Карачаганак добыча нефти превысит 100 млн тонн. Среднегодовой рост в сельском хозяйстве составит 4,5%. На фоне освоения инвестиций ожидается устойчивый рост в строительстве». Хотите еще песен? Их есть у него! «Рост производства в реальном секторе будет способствовать росту сектора услуг в среднем на 6,3%. Внутренняя потребительская активность вызовет рост торговли в среднем на 7,4%. Прогнозируемый рост в транспорте составит в среднем 6%. Повышению экономической активности в отраслях будут способствовать реализация инвестиционных проектов, меры государственной поддержки реального сектора и МСБ. Объем экспорта составит 83,1 млрд долл. в 2024 году с увеличением до 94,8 млрд долл. в 2028 году... Целевой коридор инфляции определен на уровне 6-8% в 2024 году, 5,5-7,5% в 2025 году с последующим снижением до 5% в 2026-2028 годы».

С такими захватывающими дух успехами впору вздернуть НДС не до каких-то жалких 16-ти, а сразу до 26 процентов. Глядишь, налоговые ручейки, впадающие в пересохшее озеро бюджета, станут бурными потоками — удовольствия правительства ради и благоденствия граждан для.

А что будет потом? Об этом пускай у следующего Кабмина голова болит...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz