Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика22 ноября 2023 11:00

Движение — жизнь!

Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу указал на необходимость укреплять транзитный потенциал страны.
Адиль АЛШЕР
Фото - Unsplash.com

Фото - Unsplash.com

Он заявил, что с учетом текущей геополитической ситуации Казахстан становится важнейшим сухопутным коридором между Азией и Европой и нужно в полной мере использовать открывающиеся возможности и стать транспортно-транзитным узлом действительно мирового значения. Глава профильного министерства Марат Карабаев рассказал, что делается для исполнения поручения главы государства.

Министр в первую очередь остановился на развитии железнодорожного транспорта, ведь поезд — основной транспорт для большинства казахстанцев. И речь здесь в первую очередь идет об улучшении качества услуг, в том числе путем приобретения новых вагонов. Это нужно, чтобы снизить текущий износ пассажирского парка.

— По пассажирским перевозкам — в целом парк вагонов КТЖ составляет 2068 единиц, с учетом частного парка — это примерно 2,5 тыс. единиц. Безусловно, есть большой износ по подвижному составу — это и локомотивная тяга, и парк пассажирских перевозок. Чтобы обновить парк, необходимо заказать новые поезда, что и сделано. В текущем году в целом подписан контракт на поставку 150 единиц пассажирских поездов, из них на сегодня поступило 64 единицы. Дополнительно прорабатывается поставка 157 единиц пассажирского парка. Таким образом, будет 307 единиц пассажирского парка. Кроме этого, с 2025 года начнется поставка парка пассажирских вагонов производства компании Stadler. Что важно, производство вагонов будет организовано на территории Казахстана. В итоге общее количество вагонов составит 537 единиц. Таким образом, до конца 2029 года в целом КТЖ получит 844 единицы новых вагонов, — заверил г-н Карабаев.

В планах ведомства также расширить грузоперевозки в КНР и в соседние страны Центральной Азии.

— С КНР наша проектная мощность стыковых пунктов составляет 28 млн тонн. В текущем году ожидаем, что передвижение грузов по этим двум стыковым пунктам будет на уровне 27 млн тонн, то есть достигают пиковую мощность. Задача стоит — увеличить эту мощность. Для этого в 2024-2025 годах планируется построить 20 дополнительных станционных путей. Это даст дополнительно 14 млн тонн передвижения грузов по этим двум стыковым пунктам. Когда с китайской стороной определенная работа по увеличению мощностей закончится, эта мощность увеличится еще до 56 млн тонн. Плюс мы ведем речь о строительстве нового железнодорожного пункта пропуска с КНР «Бахты — Аягоз»: его строительство, в целом реализацию проекта планируем начать в текущем году. Мощность его будет плюс 20 млн тонн. Таким образом, только эти два мероприятия позволят увеличить пропускную мощность с КНР с текущих 28 млн тонн до 76 млн тонн, — пояснил глава Минтранса.

В планах также увеличение объемов перевозок с Узбекистаном. Сейчас на пиковой мощности в 30 млн тонн работает стыковой пункт с Республикой Узбекистан, но до конца года начнется строительство проекта «Дорбаза — Мактаарал», который даст возможность перевозить дополнительно 10 млн тонн грузов через границу с Узбекистаном. Таким образом, возможности стыковых пунктов в сторону Центральной Азии увеличатся до 40 млн тонн.

Не забыты в Минтрансе и автомобильные перевозки. Г-н Карабаев не исключил, что в скором времени автоперевозки смогут конкурировать с железнодорожными, будучи более гибкими и мобильными.

Но для этого необходимо решить две задачи. Во-первых, реконструировать и модернизировать наши пограничные пункты пропуска, чтобы расширить их, пропускную способность.

— В стране имеется всего 52 пункта пропуска, 45 из них требуют модернизации. В следующем году по девяти завершится работа, начнется еще по шести. Необходимо также ускорить завершение основных транзитных коридоров, это участки «Астана — Алматы» — в следующем году введем в эксплуатацию, «Атырау — Астрахань», «Талдыкорган — Усть-Каменогорск». По всем этим долгостроям в текущем году обеспечен проезд, в следующем году по ним будет обеспечен ввод. Чем отличается проезд от ввода? Проезд — это нижний слой, по нему уже можно ехать, в следующем году заверившим верхний слой, и завершим работы по благоустройству, — заверил министр.

Две главные цели стоят и перед авиацией: создание наземной инфраструктуры и новых авиакомпаний.

— В текущем году в целом авиаперевозки растут на уровне 27% по сравнению с прошлым годом. Авиакомпании приобретают дополнительные борта. В текущем году в целом количество бортов авиационных компаний, а их пять, достигнет 100 единиц, — сообщил Марат Карабаев.

Ведется работа по привлечению на рынок иностранных воздушных перевозчиков: с помощью конкуренции чиновники намерены снизить стоимость билетов. Сейчас идут переговоры с вьетнамской компанией о продаже Qazaq Air.

— Мы ведем речь о том, чтобы они были в составе казахстанской компании, над которой они приобретают контроль... С этой компанией мы утром буквально переговоры проводили, обсуждали возможность инвестирования в один из аэропортов Казахстана — потенциально Актобе... Цена вопроса: стоимость Qazaq Air — 10 млрд была, плюс у компании имеется долг. Речь идет о том, чтобы покрыть долг, плюс стоимость компании. Их условия — данная компания просит эксклюзивность с точки зрения полетов. Конечно, мы эксклюзив предоставлять никакой не можем, чтобы не ограничивать рынок, но мы обсуждаем, сколько бортов они должны приобрести, какие маршруты дополнительные. Но еще раз, коллеги, чтобы у нас было правильное понимание ситуации, это обсуждаемый процесс, это не окончательное решение, — пояснил министр.

Что касается инфраструктуры, то реконструкцию аэропорта Алматы планируется завершить до августа, а воздушной гавани Шымкента — к марту 2024-го. Начата реконструкция аэропортов Астаны, Актау и Актобе.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz