Казахстан
+9°
Boom metrics
Сегодня:
ЗДОРОВЬЕ16 февраля 2024 7:00

Доброго нам здоровьечка

Пожалуй, не было в истории Казахстана до такой степени публичного министра, как теперь уже бывшая глава здравоохранения Ажар Гиният.
Ирина ПАЛЬЧИКОВА
Фото - Айдана Дайырова.

Фото - Айдана Дайырова.

Фото: sputnik.kz

Публичного в том смысле, что самого обсуждаемого. Даже здоровые (тьфу-тьфу-тьфу) казахстанцы не могли без боли помянуть деятельность вверенного ей ведомства и собственные ее инициативы. Что же касается публичности в истинном смысле этого слова, то здесь у бывшей главы Минздрава был совсем другой диагноз. Такой степенью закрытости, непробиваемости и отдаленности в, казалось бы, «слышащем государстве» не обладал у нас ни один министр.

И вот когда точка кипения пациентов Минздрава достигла наивысшего накала, только тогда наш долготерпеливый президент отстранил министра — даму, приятную во всех отношениях, но не сумевшую распутать клубок проблем в жизненно важной для каждого казахстанца сфере.

Новым руководителем сохранения здоровья граждан назначена Акмарал Шарипбаевна Альназарова.

Насколько рабочее это решение, покажет время — увы, по-другому не бывает. А пока что мы провели опрос в социальных сетях на тему: какие у казахстанцев имеются вопросы и предложения к новому руководителю медицинского ведомства. Ждать долго не пришлось, вопросы и пожелания новому министру здрава на нашу Facebook страницу «Приемный покой (Казахстан)» пошли волной.

Трофимова Антонина: «Отменят ли наконец в поликлиниках порочный принцип «все движения только через терапевта»? Обратят ли наконец внимание на паллиативную помощь, чтобы обеспечить больным жизнь без боли? Помогут ли наконец женщине, нуждающейся в пересадке легких, с приобретением компактного аппарата для дыхания? Предыдущий министр обещала, но не выполнила своего обещания (в СМИ неоднократно об этом писали). Собирается ли министр встретиться с ведущими педиатрами страны, чтобы понять проблемы этого пласта медицины?»

Alma Ibrayeva: 1) Зачем объединили детские и взрослые поликлиники? 2) Почему в детских больницах не положено питание матерям, лежащим с маленькими детьми? 3) Почему не положено прививок от клещевого энцефалита для детей в г. Алматы, хотя для взрослых они есть? 4) Почему не будут закупать м-РНК вакцины от ковида, а оставляют казвак, не одобренный ВОЗ? 5) Когда уберут из протоколов лечения всякие анафероны, вифероны и прочие фуфломицины с недоказанной эффективностью? 6) Когда вернут возможность записи к терапевту и педиатру через «Дамумед»? 7) Как будет решаться вопрос с дефицитом кадров в госполиклиниках? Никогда нет своего педиатра и терапевта на участке.

Аннушка Осман: «Объединение детских и взрослых поликлиник — это вообще запредельно! Т.к. взрослые могут быть носителями болезни и у них иммунитет сильнее, чем у детей. Взрослые могут и не знать, что они уже заболели, а малыши могут очень быстро подхватить ту или иную инфекцию!»

Гульнара Шалданбаева: «Пусть сделают накопительную систему ОСМС!»

Радость Жизни: «Пусть уберут врачей общей практики (ВОП), сделают отдельно педиатрию и терапию! Количество реального населения на участках — 2200-2500, а на бумаге — 1700. И на всё про всё две медсестры, которые не справляются с такой нагрузкой. Уберите запись через участкового к узким специалистам. Участковые только и делают, что полприема записывают к узким врачам. Ну и программа «Дамумед» как всегда зависает! Старое восстановите, хорошая медицина была!»

Gaukhar Bolgozhina: «Damumed отвечали, что самостоятельную запись блокируют поликлиники. ВОП — совершенно ненужная в наших реалиях специальность, т.к. они меняются с такой скоростью, что их даже запоминать не успевают. Хотя изначально предполагалось, что они, как семейные врачи, будут знать историю заболеваний членов каждой семьи и, основываясь на этом, вести своих пациентов. Например, если в семье несколько членов умерли от рака,то необходимо проверять остальных кровных родственников за 10-15 лет до наступления возраста, когда умер такой родственник. Этого нет. Зачем ВОП в цепочке записи к узкому специалисту для пациента, у которого уже установлен диагноз ИБС, онкология, почечные заболевания, заболевания щитовидной железы и пр., которые требуют постоянного контроля? В чем смысл? Чтобы ВОП, исполняя функцию регистратуры, просто записал к узкому специалисту? В данных случаях прием ВОП — это просто выдаивание денег из бюджета, т.к. ВОП не может менять назначения кардиолога, онколога и других специалистов. В чем смысл записи к ВОП для получения лекарств? Тоже, чтобы за прием списались деньги? Если препараты прописаны пожизненно, то почему эту выдачу не автоматизировать? Пусть ВОП занимается своими прямыми обязанностями — лечением, наблюдением, визитами на дом».

Людмила Дорн: «Пусть сделают минимальный взнос в ОСМС для всех одинаково! Или вообще уберут это ОСМС как неэффективное! Разворовали и не стыдятся!»

Olga Cumanova: «Упростите оформление инвалидности для онкопациентов!».

Ермак Данияров: «Как и каким образом реформируют «СК-Фармацию»? Или же необходима иная форма поставок медикаментов?»

Natalya Gildebrant: «1. Нужно убрать запись к узким специалистам через терапевта. 2. Если анализы или процедуры выписаны платным врачом, но есть в списке ОСМС, то чтобы можно было их получить по ГОБМП. 3. Почему прикрепление к поликлинике возможно только один раз в год? 4. Почему у узких специалистов режим работы 2 часа 2 раза в неделю, только в дневное время?»

Gaukhar Bolgozhina: «1. Не волокитить регистрацию медицинских препаратов, признанных в мире! 2. Обеспечить онкобольных лекарствами, эффективно применяемыми в мире, а также действительное, не на бумаге, наблюдение и комфортное доживание без боли в терминальной стадии. 3. Изменить сроки продления больничных: при ОРВИ — каждые 3-5 дней; при переломах — от наложения гипса — месяц до следующего визита и т.п. 4. Обеспечить доступ к качественным лекарствам, без лоббирования интересов местных производителей. 5. Обеспечить наличие не менее двух узких специалистов каждого профиля на полной ставке в поликлиниках с должным наблюдением немобильных граждан. А не так, что, например, для замены цистостомы нужно искать хорошего уролога, кто придет на дом и заменит платно, т.к. в поликлинике уролог на четверть ставки и по домам не ходит».

Aigul Kashkarbayeva: «До каких пор мы будем со всех сторон платить взносы, а лечение и обследование получать в платных мед. центрах?»

Татьяна Бальмонт: «Какая программа действий у нового министра здравоохранения? Собирается ли новый министр выходить в «поле», посещать поликлиники, больницы? Встречаться с рядовыми врачами, больными без помпезности и показухи? Ревизию фонда ОСМС собирается делать и после ревизии обнародует ли результаты?»

Людмила Шенцова: «Самое главное, чтобы она не сидела в кресле, а выезжала в больницы, поликлиники, и желательно — инкогнито, чтобы она знала проблемы изнутри».

Даурен Шайтиев: «Намерена ли госпожа министр здравоохранения Казахстана провести инспектирование и ревизию фондов, созданных предшественниками?»

Елена Прекрасная: «Почему у нас так плохо с фармацевтикой? Нет элементарного и необходимого. Зато БАДами и фуфломицинами с недоказанной эффективностью все аптеки завалены. Например, исчез такой эффективный препарат, как Серетид, и даже аналогов с действующими веществами практически нет».

Цой Светлана: «Когда упростят переоформление инвалидности по генетическому заболеванию? Очень сложно ежегодно проходить переосвидетельствование. Не всегда ребенок инвалид 2-й группы в состоянии проходить всех врачей (через запись у терапевта). Запишемся, а у него приступ, и к врачу не попадаем в день записи. И опять по новой».

Сайран Кумурбековна: «Когда в поликлиниках Астаны врачи будут читать диски с КТ и МРТ? Приходится платить отдельно докторам из частных клиник за точный диагноз».

Дарья Погодаева: «1. Почему ребенка в 6 лет переводят в терапию, он что, перестал быть ребенком? 2. Почему анализы на витамины не входят в ОСМС? 3. Почему нельзя записаться к узким специалистам через Дамумед? 4. Почему в поликлиниках нет службы для инвалидов, лифты не работают?».

Татьяна Пехенько: «Почему бы не вернуть опыт СССР — бесплатная медицина и диспансеризация всего населения Казахстана. Ведь будущее наших детей в руках нашего государства!»

Арсен Мартиросян: «А какое образование у нового министра здравоохранения?».

Yelena Malygina: «Что происходит с какими-то кодами для получения лекарств по рецептам? Почему рецепт теперь действителен только месяц? Раньше было три. Часто препаратов не хватает и приходится ждать следующего поступления».

Сандугаш Кошкина: «Биопсию органов по показаниям врачей надо сделать бесплатной в рамках ОСМС, очень дорогое удовольствие, многие не могут себе позволить».

КОМПЕТЕНТНО

Какое лечение необходимо срочно пройти Минздраву

Аналитическая выкладка от Галии Тобатаевой, общественного деятеля, председателя ОО «Подранки»:

— Прежде всего наладить оперативную обратную связь на уровне «здесь и сейчас» в социальных сетях, задействовать все надлежащие информационные ресурсы, включая интернет-сайты министерства. К сожалению, аккаунты МЗ, как и телефоны доверия, не работают, помощник МЗ РК в Фейсбуке не реагирует на теги. А ведь в настоящее время именно соцсети формируют репутацию ведомств и организаций.

Организовать «мозговой штурм» на уровне опросника в лице одного из структурных подразделений МЗ, например, ДОМП, под тезисом:

«Ожидания пациентов по принципу короткого/быстрого пути без финансового обременения в рамках имеющихся возможностей в целях снижения негатива населения».

Следует привлечь к обработке ответов и по ИРР соответствующие департаменты.

Одним из искусственных/рукотворно созданных административных барьеров являются некорректные/непрофессиональные отписки, которые зашкаливают. Обращения порой не закрываются годами! Население, в свою очередь, не находя мотивированных и исчерпывающих разъяснений и реакции со стороны МЗ, вынуждено транслировать их в сетях и СМИ.

В свое время А. Альназарова, будучи в статусе сенатора, сама столкнулась с подобными дефектами.

Отсутствует синхронизация управленческой деятельности внутриаппаратных ведомств. В этой связи следует пересмотреть весь штат МЗ, провести аудит на предмет функционала, целесообразности, эффективности его деятельности согласно принципам меритократии (KPI), возможно, реструктуризации управлений/департаментов, принимая во внимание наличие порядка 600 вакансий.

Высокое количество аппаратчиков приводит к проведению избыточных/излишних согласований и бюрократизму.

Если не провести эти меры, министр просто захлебнется в этих бюрократических перипетиях, поскольку аппарат настолько окаменел, что уже и не пытается искать иные подходы в решениях и в целом брать на себя ответственность за свои действия.

Отдельно остановлюсь на пресс-службе, полностью закрытой и забюрократизированной, как и все ведомство, которое она представляет. Аналогичные нарекания и в адрес административного департамента, занимающегося обработкой обращений.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz