Казахстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Спорт31 января 2024 14:00

Амир ОМАРХАНОВ: Дом - это место силы

Воспитанник карагандинской школы тенниса 16-летний Амир Омарханов на прошлой неделе проснулся знаменитым.
Фото пресс-службы Федерации тенниса Казахстана.

Фото пресс-службы Федерации тенниса Казахстана.

Он стал первым в истории юниором-казахстанцем, вышедшим в четвертьфинал турнира «Большого шлема» - Открытого чемпионата Австралии. С помощью пресс-службы Федерации тенниса Казахстана мы связались с Амиром, когда он находился на пути из Австралии на Родину.

- Амир, как началось ваше увлечение теннисом?

- На теннис я пошел в пять лет к Нестерову Петру Владимировичу. Это была инициатива моих родителей. К тому же мой старший брат занимался на тот момент тоже у Нестерова. Я часто приходил на его тренировки, и свои первые шаги в теннисе тоже сделал в этом теннисном центре в Пришахтинске. Так что у меня не было особого выбора, чтобы увлечься чем-то другим. Мне очень понравился теннис, и я не видел себя где-то еще.

- В каком возрасте вы поняли, что теннис - это всерьез и надолго?

- Не сразу. Мне потребовалось для этого какое-то время. Кажется, это понимание наступило лет в 13, как только начал пробовать играть турниры ITF. До этого не было такого живого примера, кто мог бы показать, что это все рядом и вполне доступно. Мне казалось, что вся эта элита ATP и ITF где-то очень далеко, и шанс попасть туда очень маленький. А поначалу занимался теннисом только потому, что мне нравилось. Но когда начал играть в ITF, понял, что могу бороться с игроками из сильнейшей когорты. Тогда-то начало складываться понимание, что у меня есть все шансы на то, чтобы стать профессиональным игроком.

- Вы первый в истории казахстанского тенниса, кто вышел в 1/4 финала среди юниоров на турнире «Большого шлема». Какие ощущения?

- Во время турнира, да, пожалуй, даже и сейчас, я не могу осознать весь масштаб и высокий уровень, которые были в Мельбурне. До него мне казалось, что это обычный турнир, на которых я играю много в течение года. Не было каких-то особых эмоций. И только когда приехал и увидел всю атмосферу «Большого шлема», понял, чем он отличается от других. Поначалу испытал большое напряжение. Но когда вышел на корт, все отошло на второй план, и передо мной встала обычная задача - побеждать и бороться, как всегда. И, конечно, я рад, что добился хорошего результата на своем первом большом турнире.

- Можете рассказать о матчах на чемпионате Австралии? Что получалось, а что нет?

- У меня была тяжелая предсезонка в Сербии, где много тренировался. Мы провели хорошую работу с тренером. На маленьком турнире перед Австралией я проиграл в первом же круге. Затем всю неделю работал и горел желанием показать свою лучшую игру. На «Шлеме», как только вышел на корт, понял, что подошел к турниру в очень хорошей форме. У меня получалось, можно сказать, практически все. Я показал свой лучший теннис.

- Вы сотворили сенсацию, выбив фаворита турнира в первой игре. Стал ли тот результат неожиданностью для вас?

- Поначалу я рассчитывал на более легкую сетку. Понимал, что это турнир большого масштаба, и меня, говоря теннисной терминологией, может «зажать». Хотелось бы попасть на более легкого соперника, чтобы не было на старте проблем. Но жребий свел меня с первым сеяным (теннисист, выделенный судейской коллегией в группу сильнейших участников. - Прим. ред.), и я это принял. Понял тем же вечером, что придется выложиться с самого начала и у меня не будет времени на раскачку.

Мне потребовался первый сет, чтобы «раскачаться» и понемногу избавиться от ненужного давления. Первый сет - 0:6. Я был в шоке не от того, что меня «выносят», а от того, что сам с собой борюсь и ничего не могу поделать. Корты немного отличались от тех, на которых мы играли на предыдущей неделе, и это тоже сыграло свою роль. Но затем почувствовал правильный настрой: принял то, что у меня ничего не получается, взял себя в руки и смог переломить ход матча, перевернуть игру в свою пользу и забрать два сета, показав очень хорошую игру против сильного соперника. Раньше я уже играл с этим парнем, выиграл в трех сетах минувшей осенью на финальном турнире «Кубка Дэвиса». Понимал, что будет трудный матч, но в глубине души знал, что у меня есть все шансы, чтобы выиграть у него.…

- Что пошло не так в матче 1/4 финала?

- Еще в третьем круге в игре против корейца, с которым мы также играли в паре, в третьем сете я почувствовал острую боль в грудной мышце. Еще тогда понял, что это серьезно. К счастью, на тот момент мне удалось справиться с дискомфортом. Я подавал только вторые подачи и плюс хорошо играл на приеме, и это не привело к большим проблемам. Но перед матчем с голландцем я почувствовал боль еще утром и сказал об этом тренеру. Мы потренировались немного, но боль все равно чувствовалась. Мы отправились к физиотерапевту, который дал противовоспалительные и обезболивающие, намотал тейп. Вот в таком состоянии я вышел на матч, надеясь, что под приливом адреналина боль заглушится. Но она не давала мне играть справа и как следует подавать. Как следствие, чувствовал себя не в своей тарелке, потому что не мог использовать свои козыри. Чувствовал напряжение от того, что он мог давить - и на подаче, и на приеме. У меня было мало шансов, игра пошла «в одни ворота». Печально, но это часть спорта. Может, где-то перегрузился и неправильно восстановился. Плюс наложилось большое напряжение после трех очень тяжелых матчей.

Фото пресс-службы Федерации тенниса Казахстана.

Фото пресс-службы Федерации тенниса Казахстана.

- Чем запомнился чемпионат Австралии?

- В первую очередь, своим масштабом и атмосферой. В плане организации он все-таки отличается от рядовых турниров. Это какая-то другая Галактика. Все красочно, очень много болельщиков на трибунах. Я никогда не играл при таком скоплении людей. И это тоже оказывало давление. Болл-бои на каждом матче, автоматическая фиксация аутов - все это было впервые для меня. Игроки ATP находились рядом, с некоторыми фотографировался, некоторых просто видел. Это классно - видеть людей, которых раньше мог наблюдать только по телевизору. А тут они передо мной находятся рядом, вживую. Это незабываемые эмоции.

- Какой был режим дня на турнире?

- Было всегда по-разному, потому что это зависит от того, во сколько я играю, какой матч сыграл, какие игры предстоят. Плюс были дожди, и не всегда получалось тренироваться. Но в среднем мы старались ориентироваться на самочувствие: если я чувствовал, что мне чего-то не хватает, я хочу еще потренироваться, то мы с тренером шли на корт и еще «стучали». А так у меня были тяжелые матчи, и поэтому я особо не тренировался. В промежутке между первым и вторым турниром я много тренировался. Но во время турнира на тренировки много времени не уходило.

- Опишите атмосферу чемпионата.

- Организация была на высшем уровне. Перед четвертьфиналом мне поменяли аккредитацию - появилась возможность ездить на машине от отеля до стадиона. До этого ездил на автобусе-шаттле. Плюс постоянно на тренировке давали только новые мячи, которые можно было не возвращать. В распоряжении было много кортов, проблем с их бронированием не было. На питание по аккредитации давали 100 австралийских долларов в день. Вокруг было много разных кафе, где деньги просто снимались с аккредитации. Проживание оплачивалось турниром. С достопримечательностями, к сожалению, не успел познакомиться, потому что приехал и сразу стал тренироваться. Плюс матчи. Как только выбыл из турнира, я сразу улетел, не было возможности погулять и посмотреть город. Но то, что мельком увидел, мне понравилось.

- Есть ли время на какие-то увлечения, хобби помимо тенниса?

- У меня всегда по жизни были разные хобби. Например, рисовал и даже вязал. Сейчас можно сказать, что хобби - перетягивание своих ракеток. У меня есть небольшой аппарат для перетяжки, который всегда с собой вожу. Это меня успокаивает, когда о чем-то сильно волнуюсь.

- Где сейчас живете и тренируетесь? Как часто бываете в Казахстане?

- Сейчас я тренируюсь в Сербии, в Белграде, в Академии тенниса Янко Типсаревича. Не так часто приезжаю в Казахстан, потому что очень плотный график с турнирами, постоянно нужно готовиться и играть. Но иногда, как сейчас, когда мне нужно взять небольшой перерыв, я всегда рад вернуться в Казахстан, где меня встретят с теплом, поддержкой, любовью мама с папой. Я всегда рад возвращаться в родной город. Как говорит мой тренер, это место силы. Здесь я набираюсь сил и еду в другие страны, чтобы отдавать эту силу, применять ее на корте. Поэтому люблю свой город, свою семью и благодарен, что мне создают такие условия. А еще мне нравится возвращаться на родные корты, где меня встречают главный тренер Петр Владимирович Нестеров и спарринг-тренер Илья Михайлович Барков.

Смешно то, что я могу уезжать на турниры, хорошо играть, показывать свой лучший уровень, но когда приезжаю в Караганду, то по-прежнему не могу выиграть у своих тренеров (смеется). Это так забавно. То есть мне дома показывают, как играть, чтобы я делал это в других странах. Также хочу поблагодарить руководителя нашей областной федерации тенниса Александра Геннадьевича Кима, который поддерживает меня и на расстоянии, и когда я возвращаюсь в Караганду. Особо благодарю команду Федерации тенниса Казахстана за большущую всестороннюю поддержку, а наибольшая благодарность лично президенту ФТК Булату Жамитовичу Утемуратову за поддержку, которая сыграла и играет особую роль в моем становлении и моей карьере.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz