Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Туризм14 июня 2023 10:00

Хочешь быть скаутом? Будь им!

Олеся Лавренова сама латает рюкзаки и вшивает новые замки, потому что должна быть уверена — у ребят, которые приедут в скаутские лагеря, проблем с этим не будет.
Галина МУЛЕНКОВА
Лагерь она организует второй год, на этот раз — в двух ущельях на территории Иле-Алатауского природного парка.

Лагерь она организует второй год, на этот раз — в двух ущельях на территории Иле-Алатауского природного парка.

Лагерь она организует второй год, на этот раз — в двух ущельях на территории Иле-Алатауского природного парка.

Ребенку в какой-то момент необходимо почувствовать себя самостоятельным, способным принимать решения и действовать, шагнуть в темноту и избавиться от страхов. А мы, взрослые, часто блокируем эти проявления и воспитываем детей, словно лошадок со спутанными ногами. Наши сокровища боятся грома и ветра, диких животных и насекомых, не умеют ходить по камням и горным склонам. Но если человек живет у моря, есть смысл научиться плавать, а если у подножия горного хребта, надо научиться ходить по рельефу и знать правила безопасности. Иногда достаточно семи дней, чтобы ребенок обрел почву под ногами и понял: он — часть Природы. Этому учат в скаутском лагере, где перед сном произносят фразу: «Господь, позволь мне завтра быть лучше, чем сегодня».

Олеся Лавернова — политолог, юрист, социолог, астролог. На своей странице она пишет: «Мои ученики поступают в школу КНБ, в структуры при президенте, выигрывают конкурсы в области политологии, становятся политиками, аналитиками, экспертами. Консультирую в области политтехнологий и юриспруденции.

Увлекаюсь горным туризмом, знаю много горных троп, не раз спасала людей в горах».

— Мы переехали в микрорайон «Казахфильм», я пошла в 4 класс в 70-ю школу. С нами учились мальчики-близнецы, их мама работала инструктором в турклубе «Романтик, а отец — основатель детского туризма в городе Алматы Виктор Васильевич Титов — был у нас физкультурником, — вспоминает Олеся. — Я испытывала восторг от общения с природой, мы путешествовали вместе с ребятами из детского дома. Там нас обеспечивали едой, а «Романтик» давал снаряжение. Мы росли вместе, заботились о младших и слушали старших. И где мы только не побывали! И на сплавах по рекам, и в горных походах.

20 лет Лавренова работала как юрист-правозащитник и объездила весь мир.

20 лет Лавренова работала как юрист-правозащитник и объездила весь мир.

20 лет Лавренова работала как юрист-правозащитник и объездила весь мир.

— Когда нас стали преследовать, пришлось уйти из этой сферы. У меня трое детей, а все счета и алименты были арестованы. Стала вспоминать, что я еще умею. Открыла турагентство. Клиентов становилось все больше, я не справлялась, стала привлекать компетентных людей и поняла, что их мало. Водили неправильно, не имели сертификатов, не умели общаться. Но где обучают профессии гида? Профессор туризма Вуколов дал мне программу по спортивному туризму, которую я переработала под коммерческий туризм. Внесла аспекты по коммуникации, психологии, маркетингу, пиару и по юридическим вопросам. Пригласила самых авторитетных педагогов-мастеров спорта. С 2019 года работает Академия, мы готовим гидов, а я остаюсь практикующим юристом и работаю над докторской диссертацией по международным отношениям, — рассказывает Олеся.

Раскрывая скрытые способности

Педагогическое образование Лавернова получила, что называется, без отрыва от производства — в турклубе «Романтик», где много работала с детьми. Однажды ей предложили методику, с помощью которой тренируются коммуникативные навыки, дети пробуют себя в разных областях, выявляют свои сильные и слабые стороны.

— Я поразилась тому, что дети так хотят свободы, — признается Олеся. — Родители щепетильны, своей гиперзаботой они блокируют у детей потенциал к физическим нагрузкам, хотя многие и посещают спортивные секции. А в скаутинге на них никто не давит, раскрывается потенциал ребенка и скрытые способности.

У старших туристов была идея создать школу выживания для детей, а у ветерана туризма Александра Чукреева была программа и книги по скаутингу.

— Он познакомил меня с человеком, который возглавляет скаутов на евразийском пространстве. Оказалось, что у нас скаутинг понимают по-разному — есть классический и коммерческий варианты. Классический развивают в Костанае, коммерческий — в Астане. Меня обучали по классической методике, где очень много нюансов, и они окончательно дошли до меня, когда я начала работать. Скаут-мастер из Москвы Дмитрий Першин посвятил меня в тонкости этой работы, и сейчас у нас семеро инструкторов. Опытным путем мы убедились в том, что за семь дней неуклюжие дети, которые в городе не отрываются от телефонов, учатся ходить по любому рельефу, переправляться через реки, разбивать лагеря, готовить еду, работать в команде, — описывает она свои университеты.

Пять пальцев — крепость кулака

Многие ребята, уже испытавшие себя на прочность в условиях дикой природы, взяли путевки в оба лагеря, которые скоро обоснуются в Тургенском и в Большом Алматинском ущельях. Они уже считаются старшими, будут жить на полном самообеспечении, но участвовать в общих мероприятиях.

Многие ребята, уже испытавшие себя на прочность в условиях дикой природы, взяли путевки в оба лагеря, которые скоро обоснуются в Тургенском и в Большом Алматинском ущельях.

Многие ребята, уже испытавшие себя на прочность в условиях дикой природы, взяли путевки в оба лагеря, которые скоро обоснуются в Тургенском и в Большом Алматинском ущельях.

— Скаутское движение обучает детей самостоятельности, — говорит Олеся. — Часто приходят и маменькины детки с претензиями, но все живут в одинаковых условиях, проходят одни и те же испытания. Хочешь есть — возьми миску и положи в нее еду, а потом помой посуду; если пора спать — ставь палатку и разверни спальник; порвал штаны — возьми иголку и зашей; надеешься посидеть у огня — собирай дрова. По скаутскому методу в группах назначается ответственный за вечернюю программу. Прошлым летом кто-то мелом нарисовал на скале йети, и было столько рассказов о таинственном обитателе гор! На первом месте у нас экологическое воспитание. Когда скаутский лагерь стоял в Бутаковском ущелье, дети ходили на пик Букреева и ревностно следили за чистотой.

По договоренности с национальным парком в лагерь приходят егери и другие специалисты. Они рассказывают, как растут деревья и почему нельзя ломать ветки, учат, как по корням распространяется огонь, если жечь костер под елкой, как вести себя при встрече с дикими животными. Дети задают много вопросов и получают на них ответы — ведь если не знать простые вещи, можно наделать много бед. Например, когда я встречаюсь с детьми в летних лагерях отдыха и рассказываю о безопасности в горах, то первым делом прошу запомнить, что все реки текут в долину, а все дороги ведут к людям.

Патруль состоит минимум из 5 человек, а пять пальцев на руке обеспечивают крепость кулака. Хоть один, да умеет готовить, а другие приносят воду, чистят картошку, нарезают хлеб. По утрам ребята варят кашу и едят ее с бутербродами, в обед готовят суп, на ужин — что позволит фантазия в рамках меню.

— Внутри патрулей — полная самоорганизация, они сами решают, кто будет патрульным, кто будет поваром, медиком, костровым, кто отвечает за истории и игры, — не скрывает гордости Лавренова. — Патрули уходят из базового лагеря, живут в своем микромире и все делают коллективом. В группе должен быть младший, чтобы старшие о нем заботились, и это тоже часть программы. Важно воспитывать патриотизм, и скауты каждый день поднимают свой флаг, поют скаутскую песню, повторяют речевку, а чтобы получить галстук, ребенок дает обещание быть честным, справедливым и помогать ближним. Инструкторы не вмешиваются в процесс, не давят своим авторитетом, но следят за детьми со стороны и обеспечивают их безопасность.

Семь дней идет командная работа: ориентирование на местности, бег с рюкзаком по кочкам, переправа, преодоление препятствий на разном рельефе, поход, дети рисуют карты, ищут по азимуту спрятанные призы.

— Я осознала глубину скаутского движения в конце пятого сезона в прошлом году, то есть увидела результат, — с удовлетворением отмечает собеседница. — Дети меняются, становятся взрослее и смотрят на жизнь уже не как инфантильные создания, а как ответственные люди. У них появляется гордость за группу, за товарищей, а в качестве поощрения они получают новые нашивки и призы. Дети сами решают, что будут делать сегодня — играть в захват флага, организовывать праздник или выберут настольные игры, если пойдет дождь.

Право самим делать выбор и самим же отвечать за него — вот основные привилегии скаутов, которые помогают им взрослеть.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz