Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Дом. Семья1 марта 2023 10:00

Без бумажки тазы дворняжки?

Из-за бездействия Департамента экономических расследований и прокуратуры Алматы, а также Минюста, в скором времени наша страна может лишиться членства в международной кинологической организации (FCI).
Александра ПЕРШИНА
Если это произойдет, то мы не сможем завершить процесс международного признания тазы и тобета.

Если это произойдет, то мы не сможем завершить процесс международного признания тазы и тобета.

Если наша страна лишиться членства в международной кинологической организации (FCI), то мы не сможем завершить процесс международного признания тазы и тобета. А более расторопные страны не упустят момент и зарегистрируют эти породы, как свои.

О том, почему госорганы не исполняют свои обязанности, что в итоге может привести к неисполнению распоряжения президента, «КП» узнала у эксперта-кинолога Владимира ЭККА.

- Почему сложилась такая непростая ситуация?

- Все началось с того, что 3 января 2023 года президент РК подписал закон о сохранении тазы и тобета. Это вызвало появление ряда критических материалов в СМИ и соц-сетях. На одном известном интернет-портале была размещена статья, в которой указывается, что сроки признания стандартов международной кинологической организации могут занять 10 лет. А все из-за того, что нет чистопородных тазы и тобета в РК. При этом требуется как минимум тысяча голов, а еще к тому же есть такие конкуренты, как Сирия и Иран, у которых есть свои тазы. Но, во-первых, никаких жестких требований к необходимому количеству собак для их признания у FCI нет. У них есть рекомендуемое количество в пределах одной сотни. Во-вторых, ни Иран, ни Сирия в обозримом будущем не станут партнерами этой организации.

- А эта цифра в тысячу собак откуда взялась?

- Мне кажется, что здесь в первую очередь кроется корыстная цель заработать на этом процессе, затянув его на годы. Поскольку в этой статье заявлено, что у нас вообще нет чистопородных собак. Но ведь критерий породности - стандарт. А когда нет ни того, ни другого, говорить о беспородности собаки нельзя.

- А как происходит сам процесс признания стандартов FCI?

- Эта процедура на самом деле не имеет большого отношения к кинологии. Здесь вопрос политический и финансовый. Ведь в свое время в этой организации приняли решение о создании конкретных групп породных для классификации собак. И для этого обратились к известному французскому кинологу Раймону Трике. Он вывел 10 групп для более 400 собачьих пород. Причем ученый откровенно заявил, что эта работа имеет мало отношения к кинологии, а больше к политике. Тут можно вспомнить историю, случившуюся во второй половине XX века в Германии: не имеющая детей, но при этом обладающая серьезным финансовым состоянием гражданка очень любила своих двух собачек, но они были разных пород, в дальнейшем от них родились щенки. И германская кинологическая ассоциация добилась признания стандарта для этих щенков от одного помета. И хотя сейчас нет ни одной собаки этой породы, ее стандарты остались. А чистопородность, как уже было сказано, определяется стандартами.

Я много лет занимаюсь такой породой, как ротвейлеры. Так вот к тому времени (конец XIX века), когда их решили возрождать в городе Ротваль (в честь которого и названа эта порода), была найдена всего одна сука, которая соответствовала данной породе. При этом был принят новый стандарт, и уже в 1912 году собаки этой породы стали многочисленны, а ротвейлер-клуб в Германии добился признания их сыскными, способными служить в полиции. В то время, если полицейский содержал ротвейлера и использовал его во время службы, он получал солидную доплату. Получается, что за пару десятилетий порода была не только возрождена, но и популяризирована.

- Давайте вернемся к нашим отечественным породам. Что сейчас делается для их возрождения?

- Начну с того, что благодаря ряду публикаций в вашей газете и моим обращениям в Управление делами президента было принято решение о встрече с представителями госорганов, которые непосредственно занимались разработкой данного законопроекта и должны были работать над его реализацией.

18 ноября прошлого года эта встреча состоялась в Астане. На ней присутствовали представитель Министерства экологии на уровне вице-министра, руководитель Комитета лесного хозяйства и животного мира Минсельхоза, а также представители Министерства юстиции, Минфина, мажилиса и Управления делами президента. Мы очень быстро пришли к согласию о внесении изменений в законопроект с вице-министром экологии, а вот диалога с другими министерствами не получилось. Точнее, разговор состоялся, но за два месяца с той встречи не было сделано ничего из тех договоренностей. Хотя после этой встречи у нас были серьезные планы на 2023 год.

- И что же планируется сделать в этом году?

- Во-первых, это содействие принятию стандартов тазы и тобета совместно с Минэкологии. Во-вторых, помощь в организации будущего кинологического центра. Нами разработан весь механизм дальнейшей работы этого центра. Кроме того, было запланировано осеннее мероприятие, куда можно было бы пригласить всех представителей различных стран, где существуют аналогичные проблемы со стандартами. Прежде всего имеются в виду борзообразные и молосы. Подобное мероприятие никогда не проводилось. Почему именно сейчас и почему именно мы? Начнем с того, что Казахстан - единственный, кто может это сделать. Если сравнивать с Монголией, Киргизией, ОАЭ, Кувейтом или Бахрейном (то есть, с теми странами, которые имеют свои национальные породы собак, не признаные FCI), то очень сложно доказать, что каждая из них обладает разными породами. Для этого необходимо представителей этих пород собрать в одном месте, где их можно сравнить и обменяться своими знаниями. На это мероприятие планировалось пригласить руководство FCI, чтобы они убедились, что эти исконные национальные породы собак действительно имеют больше отличий, чем сходства. И здесь же будет легче объяснить, что эти различия сформировались благодаря климатическим и ландшафтным особенностям стран. И все это послужило бы толчком для признания в FCI всех пород, которые бы приняли участие в этом мероприятии. А Казахстан смог бы продемонстрировать всему миру, что наша страна была и является центром, который постоянно подпитывал поголовье борзообразных на евразийском континенте.

- На какой стадии сейчас подготовка к событию?

- Подготовительные работы, к сожалению, находятся на начальном этапе. И что самое страшное, дальнейшие действия в этом направлении заморожены - из-за того, что ряд наших госорганов не исполняет поручение президента Казахстана. В частности, Минюст до сих пор не видит того факта, что данное юрлицо не может быть партнером FCI из-за того, что оно зарегистрировано департаментом Карагандинской области гораздо позже, чем была подана заявка в FCI. Кроме того, Минюст не видит преступления в факте сокрытия полученных активов. Хотя сумма ущерба (задолженность перед государством) уже определена судом. И даже установленный факт вывода средств за рубеж никак не сдвинул дело с места. Вдобавок к этому прокуратура Алматы, когда был установлен факт исчезновения из прекращенного уголовного дела ряда документов (в частности, исчезла карагандинская регистрация), заявляет, что ничего не может и не будет делать. И самое интересное, что за создавшуюся ситуацию никто не несет ответственности.

А ведь необходимо установить эти факты, чтобы потом использовать для диалога с FCI. В конце концов, надо выяснить, был ли рейдерский захват, либо была использована чужая интеллектуальную собственность. А также доказать, что данное обанкротившееся юрлицо никогда не платило официально взносы в FCI. Если это все будет сделано, то на переговорах с FCI мы будем в выигрышном положении.

- Сколько на это остается времени?

- По сути, крайний срок, когда все должно было решиться, миновал 17 февраля. Но я думаю, какое-то время они еще подождут. Пока FCI общается только с банкротным управляющим. Поэтому надо решить вопрос в Минюсте, пока еще есть этот банкротный управляющий, который сообщит FCI решение нашего Минюста.

К тому же, несмотря на то, что документы о регистрации исчезли, их копии находятся в органах юстиции в Караганде. Минюсту достаточно запросить их. Вместо этого они отправляют меня, чтобы судиться с гос-органом - это минимум на полгода. А в июле уже будет поздно.

В общем, если не решить этот вопрос до июня, то о признании тазы и тобета можно в лучшем случае забыть на 18 лет (10 лет ждать возвращения в FCI и еще 8 лет - подачи заявки на регистрацию породы), а в худшем - навсегда.

- Времени, конечно, маловато. Что-то уже сделано в этом направлении?

- Ситуация только ухудшается. Так, 14 февраля было вынесено решение межрайонного экономического суда о том, что появилось третье лицо, которое берет на себя субсидиарную задолженность, а не сумму, которую определил суд. При этом разница между 1,3 млрд тенге и менее 600 млн тенге существенна. К тому же это юрлицо является коммерческой структурой. И оно выдвигает требования, на которые якобы пошла директор Союза кинологов Казахстана Худайкулова, не имея на это никаких прав. В частности, она согласилась уйти с поста и изменить весь состав руководства. При этом будут проводиться реструктуризация и перерегистрация данной организации. Но все эти вопросы не входят в компетентность одного лица и должны приниматься на съезде общественного объединения. В итоге Казахстан на очень длительный срок может забыть о членстве в FCI. Поскольку, как только об этом решении узнают федеративные члены FCI, они обязательно поднимут вопрос о невозможности нахождения организации, которая выполняет требования коммерческой структуры и полностью ей подчинена. Это недопустимо в рамках FCI и такого прецедента еще не было.

В итоге на ближайшей ассамблее (июнь этого года) будет поставлен вопрос о не просто исключении Казахстана из рядов FCI, но и о принятии резолюции о нерассмотрении казахстанской организации, пока у нас не будет наведен порядок.

В настоящее время руководство FCI, скорее всего, уже проинформировано по поводу данных изменений. Но до тех пор, пока об этом не узнают федеративные члены, у нас есть шанс исправить сложившуюся ситуацию.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz