Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Планы на лето" смотрите в рубрике "Архив"

Лето в самом разгаре. Многие ждали его целый год, чтобы осуществить свою заветную мечту. Поэтому редакция «КП» решила узнать у своих читателей, а что они сделают этим летом?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб07222017

ОбновленоПт, 21 Июль 2017 1pm

  • Курс валют:
  • 325.56
  • 374.46
  • 5.51
Back Вы здесь: Общество «ҰЛЫ ДАЛА РУХЫ». УДАЛОСЬ ЛИ ПЕРЕДАТЬ ДУХ СТЕПИ?

«ҰЛЫ ДАЛА РУХЫ». УДАЛОСЬ ЛИ ПЕРЕДАТЬ ДУХ СТЕПИ?

В Алматы прошел второй этнофестиваль «Ұлы Дала Рухы». Цель сама по себе благая -­ знакомство с историей, познание долгого пути становления казахской нации, возможность прочувствовать дух и быт предков. Однако организация, увы, оставляет желать лучшего.

Например, выбор места -­ Боралдайские сакские курганы. По задумке организаторов, это своеобразная дань памяти предкам.

- Мы решили провести фестиваль в сакральном месте, где расположены 47 курганов сакских времен, -­ говорит автор сценария и инициатор проекта Базарбек Атыгаев. -­ Есть такое понятие «ас беру». И раньше казахи проводили подобные встречи вокруг курганов, священных мест. Это делается в честь великих или святых людей.

Но на мой скромный взгляд посетителя, чтобы проводить в подобных местах, нужно в первую очередь иметь соответствующий внутренний настрой, скажем так, на сакральность, а не просто выставлять лозунги. Когда до места действия необходимо идти километра два от автобуса пешком по жаре, так как полицейский кордон пропускает только машины чиновников, медитативный дух как-­то улетучивается. Те, кто добирался на фестиваль на личном автотранспорте, жаловались, что по дороге не было никаких указателей и приходилось ехать наугад.

Далее. После основного парада стран-­участниц программа «растекалась» по различным зонам -­ концертная площадка, национальные виды спорта, состязания на конях, аул ремесленников и т.д. Хорошо было бы предусмотреть для удобства зрителей стенды с программой мероприятий с указанием места, времени и страны-­участницы, тогда посетители смогли бы выбрать площадки по интересам. А ведущему не просто официально объявлять номера, а знакомить подробнее с участниками фестиваля, чтобы было живое общение. Тогда хорошая идея фестиваля ­ почувствовать связь времен и эпох, проникнуть в историю, понять связь событий в развитии Великого Шелкового пути, может, и реализовалась бы. Тем более что сами участники действительно очень старались. И не для галочки, а на совесть.

- Пусть срочно объявят в микрофон, что мы сейчас выступаем, а то зрители все пропустят! ­- просит организаторов почетный гость фестиваля ученый антрополог Андраш Жолт Биро из Венгрии, организатор многих курултаев, приезжает на фестиваль со своей командой второй год подряд. Его знакомство с Казахстаном началось более десяти лет назад, когда он начал изучать историко-­культурные и генетические связи между казахами и мадьярами.

На этот раз из Венгрии вместе с ним приехала команда из 24 человек. В программе ­ разные виды стрельбы из лука -­ по движущейся мишени, мишени в полете, стрельба пешая и на коне.

- Мы демонстрируем исконно кочевнические боевые виды техники. В арсенале ­- лук оригинальных размеров прошлых веков. Они созданы на основе реконструированных археологических находок, ­- с гордостью подчеркивает Андраш Жолт Биро. ­- И форма, и вес -­ один в один. Рад, что фестиваль объединяет близкие и дружественные народы, у нас общая история и общие традиции конного спорта, вооруженных представлений, и это важно ценить.

Всего на фестиваль приехали участники из десяти стран. Самая большая спортивная группа военных традиций «Багатур» приехала из Болгарии, показав мастерство пеших воинов и всадников, в которое входит стрельба из лука, бои на мечах, джигитовка.

Но лично меня больше всего восхитило выступление местных ребят. Простые парни из аула (Жамбылский район Алматинской области) продемонстрировали искусство оседлания неприрученного жеребца (по­казахски -­ «асау»). Это не заранее срепетированное шоу, а абсолютно непредсказуемое действо, сопряженное с огромным риском для жизни. Коней при­гнали прямо из табуна в степи. Они несутся по загону на бешеной скорости. Чтобы оседлать, нужна команда из трех человек ­ один накидывает аркан на шею, другой пару минут удерживает ретивого коня, а далее уже все зависит от искусства наездника. Удастся ли ему удержаться на взмыленной спине иноходца? Экстремальное реалити-­шоу мгновенно собрало зрителей.

- Держитесь подальше от загона, кони в бешенстве, ­- предупреждают организаторы, когда мимо нас на полном ходу проносится восемь жеребцов.

Они встают на дыбы, бьют копытами и всеми силами пытаются сбросить наездников.

Адилет Шоман победно поднимает руку, после того как ему удалось проехать на коне по всему кругу. Ему 23 года. Любовь к коням и страсть к асау -­ в крови. Этому искусству его учили и дед, и отец, и, несмотря на многочисленные травмы (в том числе, переломы рук, ног и ребер), он вновь и вновь стремится покорить коня.

- Чтобы конь стал ручным, уходит примерно неделя. Здесь мы показали самый сложный первый этап. Приезжайте к нам в аул, увидите полный цикл приручения, -­ улыбается на прощание храбрец. -­ У нас, кстати, все ребята умеют оседлать дикого коня.

Проведение фестиваля приурочено к EXPO­-2017 в Астане, и большинство участников посетят столицу. Жаль, что среди приглашенных нет таких джигитов, как Адилет Шоман.

Карлыгаш НУРАЛИЕВА.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить