Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Рейтинг счастья" смотрите в рубрике "Архив"

На днях ООН опубликовала список самых счастливых стран в мире. Казахстан занял 60 место из 155 стран. «КП» решила узнать, чего не хватает казахстанцам для полного счастья?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт03242017

ОбновленоЧт, 23 Март 2017 11am

  • Курс валют:
  • 317.97
  • 337.40
  • 5.38

Гимназистки Верного читали Домострой и Пушкина

altВ конце XIX века все острее встал вопрос о женском образовании. И вот на основании Положения о женских гимназиях и прогимназиях от 24 мая 1870 года женские гимназии наравне с мужскими стали получать широкое распространение.

В Верном среднее женское образование также было очень востребовано, поэтому в ноябре 1876 года было открыто частное женское учебное заведение с курсом первых трех классов женской гимназии. С 1 марта 1877 года была открыта женская прогимназия в составе приготовительного (для обучения русской грамоте) и 1, 2, 3 классов. А уже с 1 июня 1879 года женская прогимназия была преобразована в полную гимназию с приготовительным и дополнительным 8-м классами. Гимназия находилась в ведомстве Министерства народного просвещения и подчинялась непосредственно Управлению учебными заведениями Туркестан­ского края (г. Ташкент).


Девушки, окончившие гимназию, получали полное среднее образование, необходимое для поступления в вуз. Сверх общего

7-летнего курса существовал дополнительный 8-й класс - для желающих получить право на звание домашние наставницы и домашние учительницы, то есть могли идти и работать.

Однако на учебу необходимы были деньги. В те годы контингент учащихся был ограниченный. Отдавать детей в гимназию могли позволить себе, в основном, состоятельные люди.


В Верненской женской гимназии функционировали два совета: Попечительский состоял из лиц, которые содержали за свой счет гимназию, а Педагогический занимался непосредственно вопросами учебной и воспитательной работы.

 

1884 год

Выпускниц всего две

Согласно Годовому отчету Верненская женская гимназия на тот год состояла из почетной попечительницы, директора, главной надзирательницы, законоучителей (два человека), учителей и учительницы наук и языков (6 человек), учителей искусств - танцев, музыки, пения и гимнастики (двое), учителя чистописания, черчения и рисования, учительницы рукоделия и классных надзирательниц (семь человек).


Оклады педагогов тогда были не чета нынешним: директор получал 2000 рублей плюс 2600 ему «накапало» за ведение уроков русского языка. За урок мужчинам платили от 60 до 75 рублей, женщинам - по 50 рублей. В год они зарабатывали от 1000 до 1800 рублей, в зависимости от количества уроков. Многие учительницы совмещали преподавание с какой-нибудь дополнительной деятельностью и получали дополнительные деньги: за должность секретаря педсовета - 129 рублей, классной надзирательницы - 450 рублей, библиотекаря - 120 рублей.


Ученицы могли поступить в гимназию в середине учебного года или покинуть стены заведения, не окончив учебы. Поэтому количество учащихся все время менялось.


К январю 1884 года количество учениц составляло: в 1-м классе - 27 человек, во 2-м - 24, в 3-м - 21, в 4-м - 24, в 5-м - 10, в 6-м - 11, в 7-м классе - 9. А вот до выпускных экзаменов доучились только две гимназистки.


Плата за учение взималась «…как с учениц нормальных классов, так и с приготовительных: за обязательные предметы - по 30 рублей, и за необязательные (языки, рисование и пр.) - по 4 рубля в год. За музыку - по 2 рубля в месяц (18 рублей в год)». Выходило не так уж и мало. Некоторые ученицы освобождались от оплаты, если были дочерями «лиц, состоявших на службе при учебном заведении». И хотя родители не все платили строго, случаев увольнения за невзносы не было.


Расписание уроков в современной школе мало отличается от расписания гимназии сто лет назад. Учились, как и сейчас, по будням с понедельника по субботу. Каждый день было по 4-5 уроков, но уроки были длинней - по 55 минут. Начинали учиться в 9.00 и заканчивали примерно в 2.30. Перемены были по 5-10 минут, а большая перемена после 3-го урока - 30 минут.


Предметы тоже мало отличались от сегодняшнего дня. Гимназистки румяные изучали Закон Божий, географию всеобщую и русскую, русский язык и словесность, математику, естественную историю, историю всеобщую и русскую, физику, космографию (астрономию), математическую и физическую географию. Языки и другие предметы - за дополнительную плату и по желанию.


Первый гимназический выпуск был невелик - два человека. Юлия Грязнова, дочь подполковника Грязнова, пришла в гимназию в… 18 лет и поступила в 6-й класс. Значит, на момент окончания гимназии ей было около 20 лет. Она была удостоена звания ученицы, окончившей полный курс обучения в женском училище. Училась она хорошо, даже получила серебряную медаль, за изготовление которой гимназия заплатила Монетному двору 7 рублей 37 копеек. Кроме основных предметов, она изучала рисование и педагогику. Вторая выпускница - Шклярова Надежда, дочь поручика, местного инженера.


Надежда поступила в гимназию в 5-й класс в 19 лет. Следовательно, на момент выпуска ей было около 22 лет. Училась она похуже Грязновой. Зато имела возможность оплачивать больше дополнительных предметов. Кроме педагогики и рисования, она занималась немецким и французским языками.


Выпускные испытания (экзамены) гимназистки выдерживали по всем предметам, которые изучали. С 16 мая по 5 июня девушки сдали девять предметов. На экзамене по русскому языку и истории литературы они писали сочинение на тему: «Пренебрежение провинциального чиновничества к своим обязанностям и злоупотребление законом, представленные Гоголем в его комедии «Ревизор». Классика есть классика!


Экзамен по математике включал в себя три задания - по арифметике, алгебре и геометрии.

Задача по арифметике была такой: «За вексель уплачено 4140 рублей с учетом 8%. Что стоит вексель?». Решение: 92 = 100%, 4140 = х, х = 4500 р.alt


На экзамене по географии Грязновой достался билет «Описание Франции» (по всеобщей географии) и «Бассейны Европейской России» (по русской географии).


Шклярова отвечала «Описание Австрии» и «Состав Урало-Карпатской плоской возвышенности», соответственно. Испытания по Закону Божьему включали пять вопросов в билете. Юля Грязнова получила всего несколько «четверок» - по математике, физике и космографии. Надежда Шклярова прекрасно справилась только с Законом Божиим и рисованием. Языки, историю и физику она сдала на «четверки», а за сочинение, географию и педагогику получила «трояки».


Как и сейчас, в гимназии того времени внимательно следили за здоровьем учениц.

Составляли списки с указанием роста в сантиметрах, остроты зрения, вес - в пудах и в фунтах - каждой гимназистки.

В годовом отчете врача указано, что болели следующими болезнями: чесотка - 12 человек, бронхит - 6, корь - 5, анемия - 3 человека, зоб -  1, глисты - 1. Очень интересная проблема, с которой обратились к врачу, - мозоль! Видимо, писали так усердно, что стирали пальцы.


 

1899-1910 годы

изучение Пушкина и основ пения


В это время в гимназии учились Вера и Ольга Колпаковские, скорее всего, племянницы генерал-губернатора Верного - Герасима Колпаковского.


Программа по литературе стала более расширенной. Среди авторов - знакомые современным школьникам имена и произведения: «Пророк», «Кавказский пленник», «Анчар», «Медный всадник», «Евгений Онегин» Пушкина, басни Крылова «Лисица и Осел», «Гуси», «Прохожие и собаки», «Бородино» Лермонтова. А также Татищев, Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Державин, Карамзин, Жуковский, знакомые всем «Горе от ума» Грибоедова и «Мертвые души» Гоголя.


Кроме этого, изучали Домострой, оду «Переписка Иоанна Грозного с Курбским».


В 1910 году была разработана специальная программа пения. Сделал это учитель пения мужской гимназии Васильев. До этого пению было отведено 8 часов, Васильев настоятельно просил увеличить часы. Ознакомившись с ученицами женской гимназии, он сделал выводы: «Церковный хор поставлен хорошо, но остальные уроки не приносили всей той пользы, которую можно получить вследствие отсутствия систематичности и пассивного отношения учениц к делу».


Разработанная им программа уже с 1-го класса знакомила учениц с нотами. Ученицам 7-8-х классов наказали изучать методики пения, дабы они могли вести уроки в 1-2 классах.

 

1912-1916 годы

образование становится дешевле


В 1912 году количество гимназисток возросло: в первом полугодии учились 403 человека, во втором - уже 476. Уменьшилась и средняя стоимость обучения - до 106 рублей 7 копеек.


Болели в 1912 году дифтерией, заушницей, рожей, пневмонией, анемией, нервными болезнями, болезнями полости рта.


На экзамене по литературе семиклассницы рассуждали о «достоинствах и недостатках повести Карамзина «Бедная Лиза», «литературном и общественно-историческом значении романа «Герой нашего времени», изучали биографии Жуковского и Грибоедова. В программу добавлены «Бахчисарайский фонтан», «Скупой рыцарь», «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила» Пушкина, изучали и жизнь самого автора. Читали «Мцыри», «Демон», «Полтава» Лермонтова, басни Дмитриева.


Почетным попечителем гимназии в 1915 году являлся Михаил Александрович Фольбаум, генерал-лейтенант, военный губернатор Семиреченской области. А Андрей Павлович Зенков являлся членом Попечительского совета гимназии.


Начальницей гимназии была Мария Алексеевна Нагибина (в должности с 1 октября 1908 года). Ее оклад составлял 1900 рублей.


Примерная плата учителям за 4 урока составляла 180 рублей, за 18 уроков - 930 рублей, за 26 - 1740 рублей.

За внеклассным поведением гимназисток внимательно следили классные надзирательницы, причем не только в стенах гимназии, но и во время совместных посещений спектаклей, концертов, кинематографа, гуляний.


Кстати, в отличие от мужской гимназии, в женской не было пансионата. Ученицы жили либо дома, либо снимали комнаты.


Число учениц к 1 января 1916 года составило уже 625. Из них в 8-м классе учились 23 человека, в 1-м классе - 54 гимназистки.


В 1916 году окончили курс семи нормальных классов 45 человек. Из них 10 человек с золотой медалью и 7 - с серебряной!


В это время ученицы 8-го класса в свободные часы стали уделять время младшим ученицам, особенно тем, у кого родителей взяли на войну.


В ежегодных отчетах директор писал не только об успеваемости учениц, но и об условиях, предоставляемых гимназией: «…классы отапливались утермарковскими печами и снабжались естественной вентиляцией в окнах и в вытяжных трубах печей. Полы в классах, коридорах, залах и отхожих местах вымывались ежедневно мокрыми тряпками, швабрами. Для питья употреблялась отварная охлажденная вода».


Средства, на которые существовала гимназия в те годы, складывались из платы за обучение, вкладов Попечительского совета и капитала различных государственных стипендий, например, была стипендия имени в бозе почившего Государя Императора Александра II, имени Императора Николая II, стипендия от города Верного ученицам и другие.


Поскольку количество учениц росло, средняя стоимость обучения для одной ученицы уменьшалась. В 1916 году она составляла в первом полугодии 66 рублей 7 копеек, во втором - 40 рублей.


Кстати, «домашние наставницы или ученицы, проработавшие в сем звании 20 лет, получают право воспользоваться пенсией или вступить в дом призрения бедных девиц благородного звания на казенное содержание».


При установлении Советской власти в 1918 году гимназия была ликвидирована, как и все частные учебные заведения.

Здание Верненской женской гимназии - то, что было построено А. Зенковым в 1904 году, сохранилось до сих пор. Оно располагается по улице Толе би, 31 и охраняется государством. Сейчас в здании находится художественно-графический факультет КазНПУ им. Абая.

 

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК и лично Николая Петровича Кропивницкого. Стиль текстов и документов сохранен.


Татьяна СОКОЛОВА



Женская гимназия и губернаторский дом до землетрясения 1887 года.

Гравюра, автор М. Гашевский.


Новая женская гимназия (вверху - вид с Кафедрального собора), примерно 1904-1910 годы.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить