Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт11242017

ОбновленоПт, 24 Нояб 2017 10am

  • Курс валют:
  • 330.22
  • 388.07
  • 5.60
Back Вы здесь: История ТЮРКСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ ПРОИЗОШЛА ОТ РОДОВОЙ ТАМГИ

ТЮРКСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ ПРОИЗОШЛА ОТ РОДОВОЙ ТАМГИ

Версия казахстанского историка Владимира Осколкова о зарождении германской рунической письменности в степях Казахстана (см. здесь - http://www.kp.kz/incidents/13781-kak-predki-kazakhov-dlya-vikingov-pismennost-pridumali) вызвала множество откликов, причем, как в ее поддержку, так и против. 

«Комсомолка» решила продолжить эту интереснейшую тему и пригласила к беседе писателя, историка Жумажана Байжумина (на фото), известного своими неортодоксальными взглядами.

Есть письменный памятник? Добро пожаловать в цивилизацию!

Общепризнано, что алфавитное, или буквенно­-звуковое письмо, относится к величайшим достижениям мировой культуры. В XIX веке в европейской культуре утвердился принцип, рожденный в эпоху Просвещения, -­ считать главным цивилизационным признаком наличие национальной письменной культуры, выраженной в памятниках письменности. Народы, не имевшие письменных памятников, отодвигались в разряд «неисторических» и стоящих вне цивилизационных процессов.

- Следуя этой логике, сегодня уже можно считать доказанным, что скотоводы­прототюрки задолго до начала новой эры создали не одну оригинальную систему письменности, в отличие от тех же кельтов или германцев, не имевших своей письменности в названный исторический период, -­ отметил Жумажан Байжумин. ­- Историк А. Оловинцов по этому поводу пишет следующее: «У кочевников письменность возникла гораздо раньше, чем у европейских народов, и была значительно совершеннее, чем, например, китайская иероглифика». Однако путь к такому признанию оказался крайне сложным, тернистым и длительным.  В первой половине XVIII века сосланный в Сибирь пленный шведский офицер Страленберг первым из европейцев обнаружил «скифские письмена» на территории Центральной Азии. Лишь спустя почти два столетия выдающийся датский ученый Вильгельм Томсен в 1893 году сумел расшифровать их тексты. В международных научных и культурологических кругах того времени его открытие имело эффект разорвавшейся бомбы. Рунические надписи, высеченные на каменных стелах, найденных в Монголии, вопреки ожиданиям европейских рунологов неожиданно оказались тюркоязычными.

Родовая тамга как основа письма

Но абсолютное большинство прежних исследований о происхождении тюркской руники было основано на полном неприятии и отрицании творческого потенциала древних тюрков. Исходя из такого рода представлений, сам дешифровальщик тюркской руники В. Томсен заявил о ее арамейской основе. И это при том, что из 39 знаков древнетюркского алфавита с арамейскими по форме (начертанию) и значению совпадают лишь 6, по форме, но не значению ­- 5, а 28 знаков не совпадают вообще.

Известный финский ученый О. Донер сделал ничем не обоснованный вывод о его иранском происхождении, а русский ученый С. Кляшторный ­ о заимствовании у согдийцев в V веке. Основываясь на своей гипотезе, он вместе с другим известным советским ученым-­историком М. Грязновым высказал мнение, что древнетюркская руника возникла не ранее V­-VI вв. н.э.

Между тем столь же рано сформировалась и совершенно иная точка зрения на генезис древнетюркского алфавита. Еще в конце XIX века видный немецкий ученый А. Шифнер сделал предположение о самостоятельном происхождении древнетюркского письма на основе родовых тамговых знаков прототюркских скотоводческих племен. Позицию Шифнера поддержал выдающийся русский ученый-­востоковед Н. Аристов, который, доказывая местное тамговое происхождение тюркских рун, выявил внешнее сходство с ними 29 из 38 знаков орхоно-­енисейского алфавита. Позднее эту точку зрения отстаивали русские ученые Н. Маллицкий и А. Соколов, а в наше время ­ И. Батманов, заявивший о наиболее вероятном происхождении древних тюркских рун из «…местных тамг и других идеограмм». О едином источнике происхождения рунических знаков и родовых тамг древних тюрков утверждал и безвременно ушедший из жизни, чрезвычайно одаренный, но так и не понятый современным ему научным сообществом Т. Досанов.

Древнетюркское письмо оказалось наиболее близким не к ближайшим по времени известным алфавитным системам, а поразительно схожим с самыми архаичными образцами мирового письма -­ протоханаанским (VIII в. до н.э.), протоэламским, ранним финикийским, архаичным греческим и этрусским. Его изучение привело современного российского ученого И. Кызласова к полному отрицанию бытующей в науке идеи о его заимствовании тюрками у других народов и важному выводу, что «…обладание рунами не было в культуре тюрков небольшим историческим эпизодом». Согласно заключению этого исследователя: «Строй рунического письма тюрков оказался чрезвычайно древним, восходящим к слоговым принципам бронзового века». Схожий вывод сделал казахский рунолог А. Аманжолов: «Богатый арсенал графических знаков тюркской руники мог быть выработан только за длительный период развития… Тюркский рунический алфавит выступает как очень богатая и самостоятельно сложившаяся графическая система».

По словам Жумажана Байжумина, новейшие исследования доказывают, что руническая письменность является духовным и культурным достижением ариев-­прототюрков, продуктом их самостоятельного культурного творчества и древнейшим общим источником возникновения большинства ранних мировых алфавитных систем. К выводу о том, что письменность, аналогичная древнетюркской, существовала и у непосредственных этно­-исторических предков «древних тюрков», пришли известные ученые Л. Гумилев и Л. Кызласов. При этом они основывались, в частности, на сведениях китайского историка Фэн Цзя­-Шаня, рассказывавшего о том, что гунны вели переписку между собой и составляли списки, когда устанавливали налог на подвластных им землях. Крупнейший немецкий ученый Ф. Альтхайм, опираясь на труды ранне-средневекового историка Приска, сделал аналогичный вывод и в отношении западных (европейских) гуннов: « Гунны пользовались собственной письменностью». Это позволило ряду исследователей прийти к заключению, что гунны (хунну), сяньбийцы и «древние тюрки» пользовались одним и тем же письмом, восходящим по меньшей мере к 1 тысячелетию до н.э. и именуемым китайцами того времени «кэму» -­ «резьбой знаков на твердом материале». Основываясь на этих данных, фундаментальное исследование по азиатской гуннской письменности осуществил монгольский ученый Г. Сухбаатар.

Древнетюркская руническая письменность.

 Что доказывают археологические находки?

Существование гуннского алфавита было подтверждено и множеством археологических материалов. Это гуннские руны, идентичные древнетюркским, обнаруженные в 1925 году П. Козловым в курганах Ноин­ Ула (Монголия), и аналогичные знаки, найденные в тех же курганах в 1926-­м экспедицией А. Симукова. Гуннская руника была обнаружена известным археологом С. Киселевым в одном из Абаканских курганов (1941), а Л. Кызласовым в другом южносибирском кургане ­- Таштык (1961).

Большая группа аналогичных находок была сделана в Монголии. Это курган Доро (Х. Пэрлээ, 1955), гуннская золотая пайцза (паспорт-­медальон) нач. I в. н.э., найденная в горах Увгуний (Н. Наван, 1982). Здесь же и находка в Дарханском кургане (Х. Пэрлээ, 1985), колчан для стрел с рунами из гуннского могильника Алаг­тологой, обнаруженный совместной американо­-монгольской экспедицией в 2004 году (Р. Нельсон, Ц. Амгалантогс). Комментируя монгольские рунические находки, казахстанский рунолог К. Сарткожа делает заключение: «Вышеизложенные факты указывают, что гунны использовали аналог древнетюркского рунического письма».

Помимо находок, сделанных в Азии, это хронологически параллельные или близкие по времени европейские материалы, обнаруженные на Дону и в Кубани, руническое «гуннское» письмо секеев Румынии и Венгрии, руны дунайских «протоболгар» и другие. Еще более древние рунические надписи были обнаружены на своей территории китайскими археологами. В частности, они нашли ножи середины I тыс. до н.э., на которых были нанесены знаки, тоже идентичные древнетюркским рунам (арх. раскопки 1932-­41 гг.). Согласно выводу китайского ученого Синь­-Вэя, эти ножи принадлежали прямым предкам гуннов ­ тюркоязычным жунам Северного Китая, известным также как «хиона». Между тем «хиона» ­- это часть туров ирано­-арийской «Авесты», и они же кочевники, известные как саки­­-массагеты.

Однако наиболее значительной из всех находок была медная дощечка с письменами из захоронения эпохи Шан­-Инь (ХIII­-ХII вв. до н.э.). Китайские исследователи пришли к выводу, что эти письмена, разительно отличавшиеся от древнекитайских иероглифов, принадлежали северным кочевникам. По заключению исследовавшего эту надпись бронзового века рунолога К. Сарткожа, она является самой ранней из всех известных образцов древнетюркского рунического письма (т. е. его аналогом): 25 из 26 знаков надписи точно соответствуют древнетюркским.

К группе образцов туранской руники эпохи бронзы и раннего железа относятся надпись на серебряной чаше из кургана Иссык (Казахстан), так называемые «скифские письмена» из западной части евразийских степей, еще более древние руноподобные знаки на андроновских сосудах Восточного Казахстана, на сосудах из срубных погребений Волги, Дона, Приазовья и Днепра. Следует сказать, что археологи находят керамические и металлические чаши с надписью не только в андроновских и срубных погребениях, но и в сакских и шумерских курганах от Алтая до Меcопотамии. Традиция ставить чашу с надписью у руки покойного отмечена у туранцев уже с энеолита.

Говоря о множественных совпадениях тюркских рун с рунами древних германцев, буквами греческого, финикийского, этрусского и других древних и древнейших алфавитов, рунолог А. Аманжолов отмечает следующее: «Тесная генетическая связь тюркских рунических знаков с ранними семитскими, древнегреческими, италийскими и малоазийскими буквами объясняется тем, что тюркский рунический алфавит, прошедший весьма длительный путь развития, непосредственно восходит к древнейшему общему источнику алфавитных письменностей».

Письменность в Европу принесли мигранты из степей

- Таким образом, все древнейшие евразийские алфавиты возникли в результате определенной графической и звуковой трансформации в местной этнокультурной среде туранской руники, принесенной прототюркскими мигрантами из степей, -­ считает наш собеседник. ­- Это свидетельствует в пользу известной теории о существовании в прошлом единого архаичного источника происхождения всех алфавитных письменностей. Тем самым находят свое подтверждение сведения древнегреческих авторов о «скифском» происхождении первой письменности (Аполлоний Родосский и др.), китайские сообщения о покровителях письма «северных варварах-­драконах». Необходимо отметить глубокую эволюцию прежних взглядов на происхождение древнетюркской письменности, наметившуюся в последние годы и в российской рунологии. Так, известные исследователи рунического письма В. Гузин и А. Аврутина пришли к общему заключению, что руническая письменность является плодом творчества самих тюркских народов. С. Кляшторный ­- в прошлом сторонник согдийского происхождения древнетюркской руники -­ сегодня тоже отступил от своих прежних убеждений и признал, что истоки древнетюркской руники следует искать в древнейших наскальных рисунках Туранской степи. И для такого подхода существуют веские научные основания. В его пользу свидетельствуют, в частности, поздне-палеолитические материалы из Монголии.

Еще в 60­-х годах прошлого века выдающийся советский археолог А. Окладников обнаружил на хребте Арц­-Богд (Монгольский Алтай) около 200 графических знаков. По мнению ученого, они и стали основой для возникновения в бронзовом веке древнетюркской письменности. Более обширной находкой являются поздне-палеолитические письменные знаки Аршан­-Хад в горах Кентай Восточной Монголии. По заключению российского археолога Э. Новгородовой, эти знаки, в количестве около 700, ­ родовые знаки. То есть они являются тамгами архаичных, вероятно, охотничьих прототюркских (праарийских) родов. Наиболее важным подтверждением тамгового происхождения древнетюркской руники служат ранне-средневековые «германские» рунические материалы. Точнее, происхождение самого слова «руна». Как отмечает вслед за многими другими исследователями известный советский рунолог Э. Макаев: «Язык древнейших рунических надписей Европы не отражает общегерманского языкового состояния». Действительно, появлением древнегерманской рунической письменности, давшей основание германоязычным народам нового времени считать себя «цивилизованными», они целиком обязаны тюркам. Все известные надписи на так называемом «футарке» -­ не читаемых на германских языках степных рунах ранне-средневековых германцев -­ были сделаны на древних алано-­сарматском и гото­-гуннском диалектах тюркского языка.

Кочевники Великой степи -­ «боги-­асы Одина» из скандинавских преданий

В германоязычной этнокультурной среде руническая письменность появилась вместе с кочевниками Турана, конными «богами­-асами Одина», как гласят германо­-скандинавские предания. После чего мигранты из степей эволюционировали в родовую знать лесных германцев. Поэтому вполне закономерно и то, что в «Старшей Эдде» указано, что знание рун было принадлежностью лишь высших кругов германского общества того времени. Известные как «ярлы» ­- социальная верхушка древнегерманских племен, в других источниках они выступают как «эрулы». Последних, как известно, историки и считают распространителями рунического письма среди германцев.

Констатация тюркоязычности ранних германских рунических надписей и формирования более поздних германских рунических алфавитов на основе тюркской руники наряду с признанием тамгового происхождения последней позволяет выявить значение и самого слова «руна». Его точное происхождение неизвестно и считается в современной науке дискуссионным. Большинством исследователей его прежняя общепризнанная этимологизация как «тайна, секрет» категорически отвергнута. В числе других предложенных значений этого слова ­ происхождение от древнекельтского «рун» -­ «шепот» (нем. «раунен» -­ «шептать») и даже шотландско-­гэлльского «рун» -­ «жребий». Р. Моррис, убедительно доказавший, что слово «руна» не имеет ничего общего с «тайной», считает его производным от индоевропейского корня «ру» ­ - «царапать, рыть, делать канаву». То есть просто одним из распространенных обозначений письма. Однако несомненное тюркское происхождение германских рун должно свидетельствовать не о германском, кельтском, финском или ином изначальном значении этого слова, а именно о тюркском. И тому есть важные научно­-лингвистические доказательства.

Во множественном числе слово «руна» отмечено у древних германцев в форме «рунар» -­ то есть «руны». Но та форма, опять же, является тюркской, а не германской, кельтской или другой. В древних же и современных тюркских языках слово «руны» звучит как рунар, рун ер, рун дар, руныдар, рунлар, рунелер, руналар. И самое главное: слово ру (каз. ру), лежащее в основе ранне-средневекового термина руна, означает в тюркских языках «род». Следовательно, подлинным значением слова руна является тюркское «родовой знак», или «родовая тамга».

Древнегерманская же тюркоязычная «старшая» руника («футарк») плавно эволюционировала в ее германоязычные и различающиеся между собой по графике начертания англо-саксонскую, древнеанглийскую, датскую и шведско­-норвежскую разновидности.

К XIII веке руническое письмо, которым в «древнетюркское» время, по данным ученого Дж. Клосона, широко пользовалась значительная часть населения Турана, почти прекратило свое существование на основной части Великой степи. Тюркская руника, которую забывшие ее туранцы­-тюрки стали именовать полулегендарным названием «сабыр битиг» («богатырское письмо»), уступила место вначале древнеуйгурскому, а затем и арабскому письму, распространившемуся параллельно с исламизацией среди значительной части степного населения. Однако полностью руника не исчезла. В Скандинавии (Швеция) рунами пользовались в частных записях еще в ХVI­-ХVII вв., а по другим сведениям ­ даже до начала XIX в. До середины XIX в. древнетюркское руническое письмо было в ходу и у потомков древних кочевых уйгуров ­ «сарыг уйгуров» Ганьсу и Гаочана в Китае, а по некоторым сведениям, и у тюрков ­ якутов (саха) Восточной Сибири. И даже в наше время, согласно венгерским исследователям Петеру и Иштвану Эрдели, мадьяроязычные секеи современной Трансильвании (Румыния), «...до сих пор широко пользуются этим шрифтом на венгерском языке». Они сохранили «...рунический шрифт, который является своеобразным живым ответвлением древнетюркского письма».

Павел ЗЛОБИН.

Поделиться ссылкой