Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Ср10182017

ОбновленоСр, 18 Окт 2017 3pm

  • Курс валют:
  • 333.53
  • 392.10
  • 5.82
Back Вы здесь: История РОЖДЕНИЕ КОМСОМОЛА В КАЗАХСТАНЕ

РОЖДЕНИЕ КОМСОМОЛА В КАЗАХСТАНЕ

 

Областная конференция комсомола в Алма-Ате, май 1924 года. 

 

В 1919-1920 годах в Казахстане начали образовываться комсомольские ячейки. «Комсомолка» обратилась к воспоминаниям первых комсомольцев-казахстанцев, которые хранятся в ЦГА РК, чтобы узнать, как это было.

 

Первую комсомольскую организацию в КазАССР в 1918 году открыл и возглавил Гани Муратбаев. С 1921­го по 1924 год Муратбаев занимал пост первого секретаря ЦК комсомола Туркестана, который объединял комсомольские организации, созданные после национально-государственного размежевания, - Узбекской, Таджикской, Туркменской, Киргизской республик и южных областей Казахстана. В 1925 году 22-летний Гани умер от туберкулеза. Его дело продолжили другие…

 

За ратью рать

 

В декабре 1919 года Л. Франк подготовил для газеты «Голос Семиречья» (г. Верный, №126) такую статью об организации Верненского союза коммунистической молодежи: «30 ноября сего года на общем собрании членов Верненского социалистического союза красной молодежи союз переименован в Верненский союз коммунистической молодежи. Молодежь сказала свое слово. Она объявила себя истинными сынами пролетариата. Когда в союзе было 10 человек, им говорили: «Да ваш союз настолько мал, что весь на одном диване усядется. Что де вы в состоянии сделать?» Ответ получался один: «Нас немного, но посмотрите, что будет через год, когда у молодежи откроются глаза». И ответ оправдался. Революционное настроение охватило всю молодежь <…> И теперь коммунистическая молодежь говорит своим старшим товарищам: «Смотрите, за вашей ратью идет новая рать, и поверьте, что начатое Вами дело освобождения пролетариата будет нами счастливо закончено». <…> Вместе с тем мы, юные коммунисты, напоминаем сомневающимся и колеблющейся молодежи, что дело не ждет, революция не ждет, мировой пожар разгорится, нужно скорей сказать, с кем вы пойдете?!» Так говорит коммунистическая молодежь. Скажем ей и мы несколько слов: «Будьте, юные коммунисты, всегда стойкие, всегда уверенные в своей правоте, не отступайте ни на шаг. Победа ваша обеспечена…»

 

«На заре юношеского движения в Семиречье»

 

По воспоминаниям Г. Федорова, первая попытка создания в Верном социалистического кружка учащейся молодежи относится к марту-апрелю 1918 года, когда в Верном вспыхнула гражданская война. «Как только белоказачье было отбито от Верного, я приступил к организации кружка. В «Заре свободы» (орган горисполкома партии большевистского и военно­революционного комитета) поместил большую статью с призывом. Но на воззвание откликнулись очень слабо <…> Мы решили пойти другим путем. Из числа отдельных товарищей, сочувствующих идее социалистического союза молодежи, организовали группу и литературный кружок, в котором вели пропаганду социализма».

Потом эту группу реорганизовали в Социалистический союз молодежи. В 1919 году все правление союза пополнило ряды Красной Армии (в т. ч. девушки), чтобы принять участие в организации политической работы среди бойцов. В ноябре 1919 года Федоров вернулся в Верный и включился в работу Коммунистического союза молодежи.

«Агитаторы поехали по деревням и аулам. В состав комитета городской организации комсомола были избраны: Дублицкий, Абдурахманов, Франк, Г. Дягтерев и я. К этому времени возникали организации союза в Караколе, Пишпеке, Джаркенте. <…> В середине декабря мы получили обращение Ташкентской организации о созыве краевого съезда и два номера журнала «Юный коммунист». Это вызвало громадный взрыв энтузиазма. При громадном внимании собравшейся молодежи оба журнала были прочитаны от корочки до корочки. Сообщения о движении молодежи в России и во всех других странах мира вызвали горячие приветствия. Мы почувствовали, что мы не одни, что армия пролетарской молодежи организуется во всем мире. Трудно передать тот радостный энтузиазм, который охватил молодежь. В декабре была проведена первая уездная конференция, в которой участвовали представители целого ряда деревень. Чуть позже состоялась первая широкая конференция беспартийной рабочей молодежи, а  после нее, в конце апреля 1920 года, Первый съезд комсомола Семиречья. Было представлено четыре уезда области - Верненский, Пишпекский, Джаркентский и Каракольский. Всего было 48 делегатов, в том числе 10 человек коренного населения и 10 девушек (через год, на втором съезде, делегатов было уже 150 человек и в том числе значительное количество от аульной молодежи). Съезд обратился к молодежи с воззванием помочь призыву 1900-1901 года в Красную Армию. Этот призыв прошел блестяще. Комсомольские ячейки постановляли целиком идти в ряды Красной Армии, многие приписывали себе года, чтобы туда попасть. Сюда ушел почти весь актив ячеек. Также Первый съезд призвал молодежь к участию в субботнике, и 1 мая 1920 года тысячи членов и не членов комсомола приняли участие в этой работе. Обком РКСМ поселился в одном помещении с обкомом РКП (б) и приступил к организации комсомола в уездах. Начали издавать свою газету. <…> За год своей работы первый состав обкома вовлек в ряды комсомола до десяти тысяч человек из рабочей и крестьянской молодежи как русской, так и казахско-киргизской».

 

Рождение Талгарской комсомольской ячейки

 

Один из первых комсомольцев Талгара Сергей Жданков родился в 1901 году. Вступил в ряды комсомола 22 декабря 1919 года, «с того дня как родилась сама Талгарская ячейка комсомола». После учебы в Туркестанской краевой совпартшколе с 1921 по 1925 год служил в рядах Красной Армии пулеметчиком-политруком. После демобилизации из армии работал на выборных должностях на общественных началах. С 1930 по 1953 год - сотрудник НКВД, затем до 1959 года - директор Талгарского маслозавода. Был награжден правительственными наградами, почетный гражданин города Талгара.

Вот как он вспоминает рождение Талгарской комсомольской ячейки: «В 1919 году в декабре месяце я был в Алма-Ате, продавал дрова. После этого я приехал на сенной базар. Ко мне подошел молодой паренек в кожаной тужурке, сапогах, спросил, откуда я буду. Вместе мы поехали в Талгар, по пути он рассказал, что едет организовывать комсомольскую ячейку. Попросил меня собрать молодежь. Я собрал Андрея Золотарева, Козьмина Андрея, Хамардинова Мусалима, других. Вечером, числа 18-19 декабря в бывшем здании высшего начального училища в учительскую зашла вся молодежь. Ходеев Степан, работник укома, сделал доклад о значении комсомола, и тут же начали записываться в комсомол. Первым секретарем комсомольской ячейки был избран Иван Студенин. Через некоторое время его назначили председателем ревкома, а секретарем ячейки был избран я. В члены комсомола вступило 19 человек». <…> По решению станичного ревкома комсомольской ячейке передали здание высшего начального училища, которое ребята своими руками перестроили в клуб и стали там проводить культурно-массовую работу - организовывать танцы, ставить пьесы. «По заданию укома Талгар был разбит на участки, все комсомольцы были закреплены за участками для проведения ликвидации неграмотности. Талгарский спиртзавод стоял, не работал из-за отсутствия топлива. Члены нашей комсомольской ячейки взяли над ним шефство, завезли конфискованные у купцов дрова и пустили завод. Страна в это время очень нуждалась в спирте для больных. <…> Проводили субботники, воскресники, посадку фруктового сада на месте райбольницы. Несколько комсомольцев-добровольцев ушли в Красную Армию на борьбу с белоказачеством, другие собирали теплую одежду, продукты питания, табачные изделия. Все собранное было отправлено двумя обозами для бойцов северного фронта, за что от командования северного фронта ячейка имела благодарность. Члены комсомола оказали действенную помощь ВЧК в борьбе с контрреволюцией Талгара - принимали участие в обысках по изъятию оружия, хлеба, ценностей».

 

 «Мы знали, за что идем в бой»

 

Еще один ветеран комсомольского движения Баймухамед Чагиров родился в 1902 году, 22 августа, в бывшем Копальском уезде Семиреченской области (потом - колхоз имени К. Маркса Талды-Корганской области). Получил среднее образование, с 1920 года стал членом КПСС. В 1918­1919 годах работал секретарем и был членом Балгалинского революционного комитета. Одной из задач, которую он выполнял, было снабжение Красной Армии продовольствием, топливом, теплой одеждой. В то же время Чагиров принимал активное участие в частях особого назначения (ЧОН). В 1920 году его избрали секретарем Балгалинского волостного комитета партии, в мае 1921-1923 годах - инструктором Талды-Корганского уездного комитета партии. После прохождения в 1925 году годичных курсов секретарей укомов партии при ЦК ВКП (б) в Москве в 1926­28 годах заведовал отделом агитации и пропаганды Лепсинского укома партии, затем был послан партийными органами на укрепление Союза «Кошчи».

Вот какими воспоминаниями о своей комсомольской юности делился Чагиров накануне 60­летия комсомола: «Моя трудовая комсомольская деятельность прошла в бывшей Балгалинской волости Талды-Корганского уезда. До Великой Октябрьской революции это был типичный захолустный край, заселенный мелкими казахскими аулами. Судьба молодежи того времени была тяжелой и незавидной. Почти сплошная безграмотность, подневольный и однообразный труд, произвол и притеснения со стороны царских управителей, оторванность от внешнего мира ­ вот тот удел, который был уготован каждому казахскому юноше, если он был выходцем из трудового народа. Но грянула Октябрьская революция, и ее залпы докатились до казахских степей. <…>

Жизнь в наших аулах стала круто меняться. Казахская беднота, руководимая партией большевиков, проснулась для новой жизни. Необычайно обострилась классовая борьба. В этой борьбе важная роль принадлежала молодежи. Вот почему с первых шагов партия направила усилия на создание в казахских аулах комсомольских организаций и ячеек, чтобы молодежь сознательно, с полным знанием своих задач, боролась за советскую власть. Это время совпало с  моей молодостью. Я стал комсомольцем, уже будучи членом партии, в 18 лет.

Помню, однажды летом в 1920 году к нам в волость приехали пятеро молодых людей - двое юношей и три девушки, в возрасте 18-19 лет. Они сообщили, что прибыли из Кугалинской волости по нашей просьбе с целью оказания помощи в создании комсомольской организации в нашей волости. Это было выездное бюро волостного комитета комсомола (Волком), возглавляемое секретарем волкома Кусебаевым, а также Дмитриевым - начальником волостной милиции. Так мы впервые познакомились с комсомольскими вожаками. Я в то время работал волостным парторганизатором российской коммунистической партии Туркестана. Сразу собрали общее партийное собрание (партийная организация состояла из 12-ти человек), наметили организовать комсомольские ячейки при 4 аулах и провести общее собрание жителей аулов с широким участием молодежи в урочищах Сасык, Жаман-Шенгельды, Сары-Булак и Саксаул-Шурык. Собрать людей в одном месте было делом непростым. Аулы располагались друг от друга на расстоянии 50­70 км, а средствами передвижения были только лошади и верблюды».

Собрания прошли везде бурно, оживленно, сразу же нашлись желающие вступить в комсомол. Конечно же, это были прежде всего дети батраков и середняцких крестьян, а дети баев и мулл эту идею встретили враждебно.

Комсомольские организации волости сыграли важную роль в выполнении тех задач, которые поставили Партия и Правительство. Согласно декрету от 20 декабря 1919 года, подписанному В. Лениным, стояла задача ликвидации неграмотности среди населения. Комсомольская организация Балгалинской волости приняла в этом активное участие. В тот период среди казахского населения при полном отсутствии учебников, пособий и всех прочих условий важную роль сыграла Грамчека (Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности), позднее переименованная в Ликбез. Работа целиком и полностью была возложена на комсомольскую организацию, так как в то время при волостных ревкомах народного образования не было. Грамчека организовала специальные передвижные юрты для обучения неграмотного населения, где комсомольцы помогали проводить занятия с людьми, писали лозунги и плакаты, проводили разъяснительную работу о важности этого мероприятия. Одним из активистов был Байгозов Абдрахман. Он работал учителем в урочище Жаман-Шенгельды, стойко и мужественно боролся с баями, за что классовые враги его ненавидели. Часто комсомольцам самим приходилось добывать бумагу, карандаши, мел. Вместо тетрадей использовали оберточную бумагу, а вместо мела древесный уголь.

 

Комсомольцев убивали и поджигали

 

Также комсомольская организация принимала активное участие в работе «тройки» по выявлению припрятанного баями скота и обложению их налогами. Баи и муллы искали случая расплатиться с коммунистами и комсомольцами. При этом они делали упор на неграмотность и политическую отсталость определенной части населения, на живучесть некоторых религиозных предрассудков. Они распространяли всяческие слухи и небылицы про комсомольцев и коммунистов, запугивали людей божеской карой. 

В 1925 году партия большевиков на XIV съезде обсудила и приняла постановление о социалистической индустриализации страны, считая ее за основу основ советской социалистической экономики. На XV съезде в 1927 году партия поставила вопрос о переходе сельского хозяйства на социалистические рельсы. В стране развернулось широкое движение за объединение мелких бедняцких и середняцких хозяйств в крупные коллективные хозяйства. А в 1929 году на ноябрьском пленуме ЦК ВКП (б) партия поставила задачу - ликвидировать кулака как класс. Ибо кулаки не только не дали свой хлеб, но и вели ожесточенную борьбу против колхозного строя…

«Классовые враги убили секретаря Барибаевского райкома партии Рысбая Джангулова, сожгли на костре секретаря Аксуйского райкома партии Ибрагимова и комсомольца Копесбая Калабекова в урочище Шурку, убили секретаря Сарканского райкома комсомольца Юдина и многих других <…>

Комсомольские активы принимали горячее участие в проведении политики партии в жизнь - строили города, прокладывали Турксиб и так далее. Надо было выращивать хлеб, выплавлять металл, добывать торф, уголь, учить людей грамоте. Трудно было. Порой невероятно трудно. И все-таки были счастливы. Мы знали, за что идем в бой, за что боремся. Верили, что победим».

В 1928-29 годах Баймухамед Чагиров занимал пост секретаря Энбекши-Казахского и Карабалыкского райкомов партии Алма-Атинского округа. В 1934-35 годах работал в политчасти Алма-Атинского овцезаводского треста - сначала помощником по комсомольской работе, потом инструктором по массовой работе. В конце 1936 года назначен секретарем Советского, а затем Фрунзенского райкомов партии Алма-Аты. В июне 1937 года - второй секретарь Алма-Атинского горкома партии, в октябре - нарком юстиции КазССР, избирается депутатом Верховного Совета КазССР I созыва и членом Верховного суда СССР.

В апреле 1939 года из-за незаконных репрессий попал под следствие и до 1941 года находился в тюрьме, а с 1941 по 1954 год - в ссылке в Карагандинской и Петропавловской областях республики. В 1953 году согласно постановлению Верховного Совета СССР дело было прекращено и обвинение с Чагирова снято. В 1954 году его восстановили в рядах КПСС.

С 1954 по 1962 год он был начальником отдела кадров Управления строительства на комбинате Казсвинецразведки и строймонтажа управления ХОЗУ Совета министров КазССР. Выйдя на пенсию, вел большую общественную работу.

За заслуги перед Родиной и активную деятельность в социальном строительстве Чагиров награжден орденом «Знак Почета» (1957), юбилейной медалью в честь 100-летия со дня рождения  В.И. Ленина, грамотой Верховного Совета КазССР (1958).

 

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК. Стиль текстов и документов сохранен.

 

Акмарал ХАСЕНОВА.

Поделиться ссылкой