Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Ср10182017

ОбновленоСр, 18 Окт 2017 3pm

  • Курс валют:
  • 333.53
  • 392.10
  • 5.82
Back Вы здесь: История КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ…

КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ…

 

Кадр из фильма «Чужая белая и Рябой».

 

Среди фильмов-юбиляров Казахфильма им. Айманова в этом году - «Моя любовь на третьем курсе» и «Чужая белая и Рябой».

 

Романтики всего Союза

 

Фильму «Моя любовь на третьем курсе» (1976) в этом году исполняется 40 лет. Многие помнят его благодаря замечательной песне «Как молоды мы были» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, которая впервые прозвучала именно в этой картине.

Сценарий написал Михаил Шатров, тогда его авторский гонорар составил 6000 рублей. Герои фильма - молодые романтики, парни и девчонки, приехавшие на лето в селение, чтобы построить школу и несколько других зданий для инфраструктуры. В самом начале они решают жить коммуной, а деньги распределять поровну между всеми. Ребята верят, что все будут прикладывать равные усилия в работе, но на самом деле все происходит не так, и возникает конфликт.

 

Афиша фильма «Моя любовь на третьем курсе».

 

Сначала режиссером фильма назначили главного режиссера Казахского академического театра им. Ауэзова Азербайджана Мамбетова, затем Канымбека Касымбекова, окончившего в 1969 году режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г. Чухрая). Его первая работа «Шок и Шер» в 1971 году получила в Монте-Карло главный приз в категории детского кино. В итоге режиссерский стул занял Абдулла Карсакбаев, но дело не пошло. Вот что записано в деле, которое хранится в ЦГА РК:

«Кандидатуры А. Мамбетова и К. Касымбекова, рекомендованные на постановку этой картины, по независящим от студии причинам были отклонены. В сентябре 1974 года был утвержден А. Карсакбаев.

2 октября он был прикреплен к литературному сценарию, а в конце месяца, будучи в Москве, он встретился с автором, привез изменения и сокращения сценария. После этого отпросился на пять дней для сопровождения Народного артиста республики К. Байсеитова в его поездке по линии пропаганды кино и до середины ноября не появлялся на киностудии. И только после упорных поисков представителей дирекции и сценарной редколлегии 17 ноября, наконец, удалось встретиться с ним. Выяснилось, что режиссер не приступал к работе. Карсакбаев обязался закончить производственно-творческую разработку литературного сценария к 6 декабря, а в конце месяца предоставить режиссерский сценарий. Но не выполнил обещаний». Ситуация повторялась еще несколько раз. В конце концов, Шатров категорически отказался от совместной с ним работы, а Карсакбаев громогласно заявил: «Я не знаю и не хочу теории, я не умею писать режиссерские сценарии. Я работаю и делаю фильмы на съемочной площадке». Фильм на некоторое время законсервировали.

 

«Лошадь Пржевальского» или...?

 

Новым режиссером назначили Юрия Борецкого. Жанр будущего фильма определили как публицистическая драма с элементами музыкальной комедии. «Борецкий проделал значительную работу по дальнейшему улучшению и кинематографическому уточнению литературной основы, усилил изобразительный ряд, четко прослеживается характер музыкального сопровождения».

Сценарная редколлегия при участии главного музыкального редактора киностудии Н. Тлендиева одобрила музыкальную экспликацию А. Пахмутовой и выплатила ей гонорар 400 рублей.

Любопытная деталь: «В связи с тем, что в режиссерский сценарий включены комедийно-эксцентрические эпизоды, постановили: для осуществления трюковых номеров заключить трудовое соглашение с акробатической труппой под руководством режиссера цирка В.В. Головко в составе пяти человек».

В какой­то момент фильм хотели назвать «Лошадь Пржевальского». Затраты подготовительного периода от А. Карсакбаева составили 58 712 рублей. Их отнесли к убыткам киностудии текущего года. Фильм «Моя любовь на третьем курсе» был запущен в съемочный период с 28 апреля 1976 года.

Актеров на главные роли искали в театрах Москвы и Ленинграда, а также в Алма-Ате, Омске, Караганде и на Кавказе. А вот по вопросу подбора окружения, составляющего стройотряд, съемочная группа связалась с республиканским ССО (студенческий строительный отряд) и ЦК комсомола республики. Были отобраны и освобождены от занятий на месяц 25 студентов, а экзамены в вузах они сдали досрочно. Также через республиканский штаб ССО связались с Всесоюзным штабом студенческих стройотрядов (Москва) и дополучили 80 комплектов формы из Ростова (последнего образца ленинградского пошива) - костюмы для героев фильма. Еще какое-то количество приобретали на торговых базах Алма-Аты.

Съемки проходили близ Алма-Аты. За июнь группа выполнила оперативный план съемок, а отснятый материал был принят редколлегией на «отлично».

На премирование работников основного состава выделили 1210 рублей.

Фильм рекомендовали на Всесоюзный экран. 1 октября 1977 года состоялась премьера картины по всей стране.

«Чужая белая и Рябой» (1986)

В 1986 году был снят фильм «Чужая белая и Рябой», ставший поворотным для режиссера Сергея Соловьева. Он написал сценарий по мотивам автобиографической повести Бориса Ряховского. В сценарий был введен персонаж - советский летчик-космонавт Владимир Джанибеков, который к тому моменту совершил пять космических экспедиций. Воспоминания в фильме ведутся от его лица.

Соловьев собирался снимать эту картину на Мосфильме, но так и не получил разрешения. Говорят, что предложил снимать картину на Казахфильме Олжас Сулейменов, который в начале 1980-х годов занимал пост председателя Госкомитета КазССР по кинематографии и был другом Бориса Ряховского.

Съемки проходили в Актюбинске, как и написано в сценарии, а также в Алма-Ате и Баку.

Сметная стоимость фильма составила 520 тыс. рублей.

Заключение на художественный фильм «Чужая белая и Рябой» было следующим:

«Картина сделана в жестком реалистическом ключе. Впечатляет изобразительный ряд картины, несущий в себе действенную эмоциональную нагрузку. Искренность, психологическая достоверность характеризуют игру актеров. <…> Композиция киносценария стройна и естественна. Продумано кинематографическое решение сцен и эпизодов. Сдержанный, суровый стиль подчеркивает подлинность атмосферы происходящих событий. <…> Худсовет киностудии считает, что фильм снят профессионально, на высоком художественном уровне и заслуживает первой категории оплаты».

Премьера фильма состоялась в сентябре 1968 года на Международном фестивале в Венеции. А в октябре картину увидел Советский Союз.

 

Мультфильмы о важном

 

40-летие в этом году отмечают и несколько мультфильмов: «Дым», «Изобретатели», «Как считает машина», «Золотая бита», «В стране розовых коз» и другие.

Мультфильмы в те годы должны были не развлекать ребят, а нести важную воспитательную или информативную нагрузку.

Режиссер А. Абилкасымов и автор сценария К. Абдыкалыкова создали мультфильм «Как считает машина». В этой истории рассказывается о школьнике Болате, который пишет на уроке сочинение о том, кем он хочет стать, когда вырастет. И он делает выбор в пользу инженера по электронно-вычислительным машинам. «Мультфильм в познавательной форме вводит во внутренний мир ЭВМ, рассказывает об основных принципах работы главного узлового компьютера». Наверняка те ребята, кто пошел по стопам главного героя, сегодня являются крупными IT-специалистами!

Первый вариант сценария забраковали, указав на «неправомерные эпизоды с машиной-чудовищем», отсутствие драматургии и чисто информативный характер. В результате созданную работу одобрил Худсовет мультцеха: «Фильм явился дебютом и дипломной работой выпускника ВГИКа А. Абилкасымова. Коллеги считают, что дебют оказался удачным. Фильм красочно и доходчиво рассказывает о такой сложной теме, как работа ЭВМ. Сюжет фильма, в котором ученые института кибернетики должны срочно вычислить траекторию полета астероида Икар, насыщен острой динамикой. От успеха работы ученых зависит судьба планеты Земля. Фильм по жанру – художественно-познавательный. Автор умело использовал изобразительные возможности  мультипликационного кино».

В сценарии наряду с мультипликацией присутствуют кадры натурных планов. Их снимали в школе №12 в воскресенье, 10 октября 1976 года.

Фильм «Золотая бита» снимали по мотивам одноименной народной сказки. Автором сценария и режиссером стал Б. Омаров. «В мультфильме рассказывается о верности друзей, любви к своей земле, к прекрасному. История повествует о мальчике, потерявшем сказочную золотую биту, обладающую волшебным свойством восстанавливать красоту окружающего мира. Мальчик борется за золотую биту с ведьмой Мыстан и побеждает благодаря верности своего пса Тобета».

Худсовет отметил, что «сценарий отличается хорошим вкусом, написан со знанием специфики, драматургически хорошо продуман. Худсовет мультцеха одобряет сценарий и выражает полную уверенность в том, что из данного сценария может получиться интересный мультфильм». Высокие оценки получил и готовый мультфильм: «Картина интересна по изобразительному решению. Своеобразны мультипликационные образы персонажей. Дикторский текст удачно ложится на изобразительный ряд. Госкомитет Совета Министерства КазССР по кинематографии представляет мультфильм «Золотая бита» на рассмотрение Госкино СССР для принятия его на Союзный экран».

Проблемы, которые поднимали режиссеры в своих работах 40 лет назад, актуальны и сейчас. Так, в дебютном мультфильме «Дым» - А. Хайдарова, который впоследствии стал известным режиссером-мультипликатором, «найдено точное изобразительное решение идеи фильма - показать загрязнение окружающей среды».

«Ерсаин Абдрахманов в мультфильме «В стране розовых коз» в сказочной форме рассказывает о необходимости внимательно и бережно относиться к доброму и сказочному миру маленьких детей». А режиссеры Г. Кистауов и Ж. Даненов в сатирической картине «Изобретатели» показывают «некоторых людей «от науки», которые пользуются своим служебным положением и становятся «соавторами» изобретений».

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК. Стиль текстов и документов сохранен.

 

Татьяна Соколова.

Поделиться ссылкой