Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Чт10192017

ОбновленоСр, 18 Окт 2017 3pm

  • Курс валют:
  • 333.53
  • 392.10
  • 5.82
Back Вы здесь: Экономика В МИНЭНЕРГО ЗАПАХЛО КЕРОСИНОМ

В МИНЭНЕРГО ЗАПАХЛО КЕРОСИНОМ

Из-­за дефицита бензина уволен вице-­министр энергетики Асет Магауов, его шефу Канату Бозумбаеву (на фото) светит выговор.

На 1 июня в стране был приличный запас топлива -­ 292 тысячи тонн бензина марки АИ-­92. Однако на сегодня осталось не более 140 тысяч тонн (этого нам хватило бы дней на 15. -­ Авт.). Это резкое сокращение глава Минэнерго Канат Бозумбаев объяснил летними отпусками, ростом внутреннего туризма, выставкой ЭКСПО…

Было решено пополнить запасы российской горючкой. Но тут возникла проблема разницы оптовых цен в Казахстане и России: летом стоимость российского АИ-­92 на границе взлетела с 517 долларов за тонну до 573 (в эквиваленте со 160 до 196 тенге за тонну, или на 22%). Одновременное изменение курса доллара к тенге сделало импорт российского топлива для Казахстана абсолютно невыгодным. В итоге он стремительно уменьшился: если в январе-­мае импортировалось 90 тысяч тонн ежемесячно, то летом этот объем сократился до 35-­50 тысяч тонн.

- У нас были согласованные планы импорта. Но в сентябре Комитет по регулированию естественных монополий обвинил нас в сговоре с крупными участниками рынка и оштрафовал на 500 млн. тенге. «КазМунайГаз» занимает всего 15% рынка, при этом мы полагали, что во внимание надо принимать не только себестоимость топлива на заводах, но и цену, по которой оно импортируется из России. Сейчас министр сказал, что в пересчете российский бензин стоит 220 тенге. У нас он стоит 150 тенге. Будет ли кто-­нибудь завозить этот (российский. ­- Авт.) бензин? Мы, понятно, остановились, причем, не только мы, но и все крупные сети, ­ вот вам и дефицит, ­- попытался объяснить ситуацию председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев.

Напряжение из-­за дефицита топлива и последующего за ним роста цен усугубила остановка на плановые профработы Павлодарского и Атырауского НПЗ в первые месяцы осени. Кстати, остановку Павлодарского НПЗ перенесли с июня из-­за того, что были сорваны сроки поставки оборудования для завершения модернизации завода.

Канат Бозумбаев отметил, что уже прошли переговоры с российскими коллегами с просьбой ускорить отгрузку нефтепродуктов в Казахстан. После чего крупным сетям поручили активизировать импорт ГСМ в объеме до 60 тысяч тонн, а частные операторы, по предварительным данным, завезли в Казахстан в сентябре порядка 90 тысяч тонн АИ-­92. Кроме того, по словам Бозумбаева, уже 25 октября завершится ремонт Павлодарского НПЗ, в результате чего производство бензина увеличится практически на 50% ­- до 1,5 млн. тонн в год, также впервые здесь начнут производить авиатопливо. Модернизация Атырауского НПЗ завершится в декабре и позволит увеличить производство бензина в 2,4 раза.

- В целом модернизация НПЗ страны позволит увеличить производство бензина марки АИ­-92 в 2,2 раза, АИ-­95 и АИ­-98 -­ в 9,6 раза, дизтоплива ­- более чем на 30%, что уже в следующем году полностью покроет потребности внутреннего рынка за счет собственного производства, -­ резюмировал Канат Бозумбаев.

Выслушав эти оптимистичные прогнозы, премьер­-министр Бакытжан Сагинтаев заявил: «Все это, конечно, хорошо. Но людей волнует то, что сегодня на заправках нет бензина…». При этом вышеупомянутые объяснения дефицита топлива он назвал отговорками и уклонением от своих должностных обязанностей. А также напомнил, что все министры несут полную персональную ответственность за состояние дел во вверенных им отраслях.

Глава Кабмина тут же озвучил свои решения: внести на имя президента представление об объявлении министру энергетики Канату Бозумбаеву выговора, освободить вице­-министра энергетики Асета Магауова от занимаемой должности, председателю правления АО «КазМунайГаз» за ненадлежащее исполнение обязанностей объявить выговор.

 

есть мнение

Денис Кривошеев, экономический обозреватель:

«Казахстанский бензин будет стоить порядка 155 тенге за литр»

- Увольнение вице-­министра энергетики и выговор министру больше похоже на рефлексию, чем на реальную попытку исправить ситуацию. Считаю, нужно разобраться в глубинных причинах. Но основная вина в ситуации с дефицитом, я считаю, на Комитете регулирования естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей. Он рассматривает любое повышение цены на топливо, тем более такое массовое, как картельный сговор и налагает серьезные штрафы на компании. Но ведь нужно понимать, что рынок ГСМ у нас конкурентный и в нем нет монополиста как такового. То есть это рынок, у него есть вызовы, есть определенные задачи, которые он должен решать, но он боится нарваться на штрафы. И потому никто из игроков не решился завезти топливо, боясь КРЕМа.

Несколько дней назад Миннацэкономики пришлось принимать специальные правила для того, чтобы ограничить КРЕМ в регулировании рынка. После этого сети решили закупить топливо и начали продавать его по достаточно справедливой по сегодняшним меркам цене. Минэнергетики предприняло все необходимые меры для того, чтобы избежать дефицита топлива. Здесь больше вопрос к Миннац­экономики. Вот кто действительно должен был нести ответственность за ситуацию на рынке ГСМ.

Насколько возможно повторение бензинового кризиса в будущем? Мы с такой проблемой будем сталкиваться постоянно, пока рынок не будет работать по правилам конкуренции. Государство сегодня не хочет отменять акцизы, снижать таможенные пошлины, чтобы снизить давление на рынок, не хочет терять те доходы, которое получает от этого рынка, но при этом требует от поставщиков низких цен. Но никто в убыток себе работать не будет…

Канат Бозумбаев говорил, что с завершением модернизации НПЗ Казахстан сможет сам себя обеспечивать топливом. Это абсолютно справедливо: у нас небольшой объем потребления, и мы вполне способны обеспечивать себя топливом.

Можно сказать, что после того, как заработают все заводы, цена подсядет, предполагаю, что она остановится на уровне 155 тенге за литр. Оптовая цена будет составлять в среднем 130-­135 тенге за литр.

Оксана ДАИРОВА («КП» -­ Астана).

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить