Премия Рунета-2020
Кемерово
+13°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
27 марта 2024 22:20

«Это слова волшебные…»: семья, единственная в стране выдержавшая два теракта, рассказала, как бороться со страхом

Семья из Кузбасса, выдержавшая два теракта, рассказала, как справиться со страхом
Людмила Швыдко 35 лет хранит галстук сына, который он сберег в автобусе от террористов.

Людмила Швыдко 35 лет хранит галстук сына, который он сберег в автобусе от террористов.

Фото: Лариса МАКСИМЕНКО

У Людмилы Швыдко в 1988-м сына с классом взяли в заложники, а в 1995-м во время второго теракта она, заложница, спасла 52 малышей!

Первый теракт был с захватом 4 «г» в Орджоникидзе (теперь это Владикавказ). Тогда террористы гнали в аэропорт автобус с детьми, требуя выкуп, оружие, вылет в Израиль. И это было 1 декабря 1988-го. Старший сын Швыдко, десятилетний Дима, был в том автобусе и ушел последним, уже из самолета, по мере того, как штаб постепенно обменивал детей. Тогда группа «Альфа» спасла всех заложников. А террористов, улетевших в Израиль, вернули, судили. (И о том теракте сняты фильмы «Взбесившийся автобус» и нынче вышедший на экраны «Командир».)

1988 год, 2 декабря, аэропорт Минводы, освобожденные дети-заложники.

1988 год, 2 декабря, аэропорт Минводы, освобожденные дети-заложники.

Фото: Личный архив героя публикации

Но несколько лет спустя появился подражатель тех, первых террористов. И попробовал – снова в Орджоникидзе - все провернуть заново, только захватил детсад N44. Заложниками стали малыши, заведующая Людмила Швыдко и ее коллектив. И они должны были погибнуть все. Но сердце Людмилы подсказало ей решение. И она смогла эвакуировать 52 ребятишек! И закрыла собой от взрыва гранат еще нескольких детей, которые оставались в опасности.

В 1988-м. После теракта. Дети-герои, класс Димы Швыдко, он в нижнем ряду, второй справа.

В 1988-м. После теракта. Дети-герои, класс Димы Швыдко, он в нижнем ряду, второй справа.

Фото: Личный архив

«В руках – гранаты…»

После теракта 1988-го каждый год, первую неделю декабря все семьи школьников-заложников старались прожить побыстрее, потому что пережитый страх не отпускал.

- А нашей семье страх начала декабря пришлось испытать снова, почти день в день, - рассказывает Людмила. – 5 декабря 1995-го в «мой» детский сад влетел террорист, в руках – гранаты, каждая – с выдернутой чекой.

Новый террорист – Карданов - искал черной «славы» террориста Якшиянца и требовал автобус для выезда за границу, с заложниками.

И Людмила, услышав, «вы все – заложники», решила: отводить террориста как можно дальше от детей.

- И я сказала ему, как мать, как сестра: «Ты мой родной. Давай отойдем в сторонку». Я чувствовала: взять его я могу только лаской, только уговорами… И мои глаза излучали добро, говорили ему, доверься мне, и все у нас будет хорошо. Но он отводил глаза. И думаю, что если бы он хоть раз посмотрел бы мне в глаза, он бы сдался.

И Людмила все дальше уводила – за пустые игровые. И, понимая, что террорист устал сжимать гранаты, предлагала: «Давай подержу. А ты отдохнешь».

И уже они - в другом конце детсада, и Людмила, разговорами, тянула время, чтобы воспитательницы, «девочки ее» зашифрованные слова заведующей поняли и действовали.

А что за секретный язык был в ходу у них? Ребятишки любили заведующую – она с ними часто играла, объявляя общую игру для всего сада одним словом.

И в тот раз Людмила успела шепнуть воспитательнице: «Кошки-мышки», «туалет». И то был план спасения (параллельно спецслужбы уже готовили операцию освобождения).

Людмила во Владикавказе. 1988 год.

Людмила во Владикавказе. 1988 год.

Фото: Личный архив

Воспитательницы с заведующей разыграли сцену, мол, в туалете только что прорвало канализацию. Вонь, всё на полу. Террориста от этих слов передернуло.

Заведующая попросила разрешить ее девчатам инструмент взять, аварию устранить. Так завхоз и пронесла лоток с железяками и топором в туалет. Чтобы открутить болты, снять решетку с окна на первом этаже, вынуть стекла.

Как только все было готово, воспитатели на втором этаже объявили, что Людмила Александровна начинает «кошки – мышки». И все детки, как вовремя знакомой для них игры, спустились без звука, «мышками», в туалет, и сохраняли молчание, когда их стали передавать через окно на улицу.

В конце концов террорист что-то заподозрил и потребовал детей. В здании их осталось восемь. Приказал одеваться, уже ждал для себя и заложников автобус.

А дальше... Террорист все-таки устал, продержав гранаты больше часа, и уже готов был отдать их подержать, вспоминает Людмила. Но в этот момент в здании показались люди, начинался штурм. И террорист бросил гранаты в детей.

В 1995 году. За 10 месяцев до теракта - еще ничто не предвещало беды... Ребятишки из той самой группы.

В 1995 году. За 10 месяцев до теракта - еще ничто не предвещало беды... Ребятишки из той самой группы.

Фото: Личный архив

- Я кинулась на ребят - закрыть их собой… И всё, темнота, меня не стало, - помнит Людмила. - Муж в больнице рассказывал, когда меня нашли, возле головы была яма, возле ног яма, там взорвались гранаты.

Людмила не успела на долю секунды. Четверых детей спасла, четверо погибли.

На террористе ни царапины. Суд приговорил его к 15 годам колонии.

А Людмила Швыдко, изрезанная 120 осколками, две недели пробыла в коме. Ее возвращение с того света врачи назвали чудом.

Ее наградили орденом Мужества. Через несколько лет семья вернулась в родной Кузбасс, в Белово. И Людмила стала помогать одиноким бабушкам, многодетным семьям, тратя пенсию им на лекарства, продукты, одежду. А потом вокруг нее собрались женщины, тоже с горячим сердцем, и она с тех пор - во главе движения «Серебряные волонтеры», помогает людям.

Людмила стала одной из первых женщин в стране, получивших Орден мужества.

Людмила стала одной из первых женщин в стране, получивших Орден мужества.

Фото: Лариса МАКСИМЕНКО

Молитва

Людмила Швыдко сейчас тяжело переживает ужас теракта в Москве, в «Крокусе». Семьям погибших и выжившим – просит передать:

- Надо жить дальше. За тех, кого нет. Надо жить, чтобы противостоять террористам. Надо жить и доказать снова: мы — единый народ, нас не запугать. Они что, придурки, думали, мы под лавки спрячемся? Как они такое могли подумать? Русский народ, особенно в беде, всегда вместе.

- Люда, теракт – это страшно. А как надолго этот страх? И как, выжившим, с ним бороться?

- Моя семья пережила два теракта. Страх… — он не ушел, остался по сегодняшний день. Но я такой человек, что умею мобилизоваться, держать себя, я сильная. А что спасает, помогает… Молитва! Я молюсь, каждый день. За родных, близких. Господи, помоги… И помогает. А страх за родных не пройдет и будет пожизненно. И сны были и будут (про пережитое в терактах. – Авт.). Когда ты будешь вскакивать с криками ужаса, искать своих. И малейший шорох ночью будет казаться взрывом… Но ты перекрестись, произнеси молитву… Благодарение Всевышнему. Благодарение святому Георгию… Чтобы наши родные и близкие всегда возвращались домой, живые, здоровые и невредимые. И оно так и будет. Это слова волшебные. «Чтобы мы, наши родные и близкие возвращались домой живые, здоровые и невредимые…»

Людмила Швыдко (впереди, справа) руководит в Белово движением Серебряные волонтеры и дружит с детьми-волонтерами.

Людмила Швыдко (впереди, справа) руководит в Белово движением Серебряные волонтеры и дружит с детьми-волонтерами.

Фото: Личный архив

P.S.

Людмила Швыдко после взрыва в 1995-м вернулась с того света с бесценным свидетельством. «Я была там на судилище, меня рвали сущности. Потом – резкий свет. Меня подхватили, вынесли. Так что все правда: суд существует. И тот свет, забравший меня в конце, был таким необыкновенным белым! Это был свет защиты и доброты…» - говорит Людмила. Лица тех своих спасителей она запомнила и позже снова увидела. Тогда, еще комсомолка, не знавшая икон, приехала в отпуске в гости к подруге юности. Та и положила перед Людмилой икону Ангела-хранителя и… «То же лицо! Только их было двое, Ангелов-хранителей, забравших меня с судилища и в том белом свете унесших. Жить!».

В этих двух иконах Ангела-хранителя она позже узнала своих спасителей.

В этих двух иконах Ангела-хранителя она позже узнала своих спасителей.

Фото: Личный архив

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Мы задыхаемся. Мама, прости!": В аду "Крокуса" террористы убивали людей целыми семьями

(подробности)

«Теперь спокойно отношусь к любым досмотрам»: сибирячка рассказала, как справилась с последствиями теракта 1991 года

(подробности)

«Как они могут?!»: Юрист объяснила, почему адвокаты защищают террористов, устроивших теракт в «Крокус Сити Холле»

(подробности)